5.22. ПОЛЕТЫ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

5.22. ПОЛЕТЫ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

5.22.1. К полетам в особых условиях относятся полеты:

- над горной местностью;

- над малоориентирной и пустынной местностью;

- над морем (водным пространством);

- в полярных (высокоширотных) районах Северного и Южного полушарий;

- в районах жаркого климата;

- в условиях сложной орнитологической обстановки;

- в зонах обледенения, грозовой деятельности и ливневых осадков, сильной турбулентности (болтанки), повышенной электрической активности атмосферы, сдвига ветра, пыльной бури.

5.22.2. Полеты над горной и пустынной местностью, в полярных (высокоширотных) районах и над водным пространством должны выполняться при наличии на борту воздушного судна и в парашютной системе каждого члена экипажа специального снаряжения, средств сигнализации и неприкосновенного запаса продуктов. Состав специального снаряжения, средств сигнализации и неприкосновенного запаса продуктов устанавливается в зависимости от типа воздушного судна, характера полетного задания и физико-географических условий района полетов.

5.22.3. При полетах в горной местности экипаж воздушного судна обязан знать направление ущелий и горных долин, места, которые могут быть использованы для вынужденной посадки, правила пользования барометрическим высотомером при посадке на высокогорных аэродромах, а также условиях взлета и посадки в условиях горного аэродрома.

5.22.4. При полетах с высокогорных аэродромов командир воздушного судна должен обращать особое внимание на значительное увеличение длины разбега и пробега воздушного судна.

5.22.5. Полет через горный хребет на вертолетах и низкоскоростных самолетах необходимо выполнять с превышением истинной высоты над ним не менее 900 м, под острым углом к нему, для того чтобы обеспечить возможность быстрого отворота от хребта при потере высоты под действием нисходящих потоков воздуха.

5.22.6. Выполнение визуальных полетов в ущельях и горных долинах разрешается при условии, что они не имеют крутых поворотов и не прерываются горами выше заданной высоты полета, а их ширина позволяет в необходимых случаях безопасно выполнить разворот для выхода из ущелья (долины).

5.22.7. Перед взлетом с высокогорного аэродрома, когда атмосферное давление ниже наименьшего давления (которое можно установить на подвижной шкале давления барометрического высотомера), необходимо установить давление 760 мм рт. ст. против неподвижного индекса шкалы высот, заметить показание по шкале высот и считать эту высоту за условный "ноль", а затем произвести взлет.

Перед посадкой на горный аэродром на борт воздушного судна сообщается давление на аэродроме и барометрическая высота аэродрома (порога ВПП), определяемая по давлению 760 мм рт. ст. Если давление на аэродроме меньше давления, которое можно установить на высотомере, то полученную барометрическую высоту аэродрома (порога ВПП) экипаж устанавливает на высотомере с помощью подвижных индексов. В этом случае стрелки высотомера после посадки должны показать "ноль" высоты.

При отсутствии непрерывного радиолокационного контроля или неустойчивой работе бортового оборудования (по докладу экипажа) воздушное судно выводится на ДПРМ аэродрома на эшелоне не ниже безопасного для определения местоположения судна с последующим снижением для захода на посадку.

При отсутствии непрерывного радиолокационного контроля и неустойчивой работе бортового навигационного оборудования снижение с нижнего безопасного эшелона ЗАПРЕЩАЕТСЯ. В этом случае воздушное судно должно следовать на запасный аэродром.

5.22.8. Набор высоты полета в горной местности разрешается выполнять по маршруту следования только при условии обеспечения набора минимального безопасного эшелона (высоты) полета до установленного рубежа.

В других случаях устанавливается минимальный допустимый эшелон (высота) отхода от аэродрома, набор которого производится над аэродромом по установленной схеме.

5.22.9. Экипажу воздушного судна выполнять снижение и набор высоты в облаках при подходе и в районе горного аэродрома без контроля наземными радиолокационными средствами за местоположением воздушного судна и без устойчивой двусторонней радиосвязи с органом ОВД (управления полетами), под управлением которого выполняется полет, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

5.22.10. При полетах над пустынной местностью экипаж воздушного судна обязан знать расположение характерных ориентиров (высохших озер и русл рек), пригодных для выполнения вынужденной посадки, а также учитывать влияние высоких температур воздуха на летно-технические характеристики воздушного судна (увеличение длины разбега и пробега, уменьшение скороподъемности и максимально допустимой взлетной массы, перегрев двигателей и т.п.).

5.22.11. При встрече с пыльной бурей на маршруте экипаж обязан доложить об этом органу ОВД и обходить ее визуально или проходить над ней, а вертикальные вихри (смерчи) только обходить.

В случае попадания в пыльную бурю экипаж обязан перейти на пилотирование по приборам, немедленно доложить об этом органу ОВД и далее действовать по его указанию.

5.22.12. Полеты на малых и предельно малых высотах через районы, охваченные пыльной бурей, а также заход на посадку и посадка в условиях пыльной бури при сильной болтанке ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

5.22.13. При полетах над морем (водным пространством) экипаж воздушного судна обязан знать береговую черту, расположение и режим работ береговых и островных свето- и радиомаяков, порядок использования бортовых радиотехнических и астрономических средств аэронавигации, правила приводнения с парашютом и вынужденной посадки на воду, а также правила пользования бортовыми индивидуальными и групповыми спасательными плавсредствами.

5.22.14. Полеты над морем (водным пространством) и вдоль береговой черты, а также с приморских аэродромов без групповых и индивидуальных плавсредств на борту воздушного судна ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

5.22.15. При полетах над безориентирными высокоширотными районами необходимо учитывать следующие особенности физико-географических, навигационных и метеорологических условий:

- малое количество естественных и искусственных ориентиров или их полное отсутствие;

- слабое развитие сети наземных средств связи и РТО полетов;

- слабая средняя освещенность земной поверхности, наличие длительного полярного дня или ночи;

- неустойчивость работы магнитных и гиромагнитных компасов;

- неустойчивость прохождения радиоволн, за исключением ультракоротких радиоволн;

- преобладание низких температур воздуха;

- частая изменчивость метеорологических условий;

- наличие приземных инверсий, ледяных игл, ухудшающих видимость на посадке и искажающих зрительную конфигурацию ВПП и объектов.

5.22.16. Полеты в полярных (высокоширотных) районах должны выполняться на воздушных судах, оснащенных специальным оборудованием для таких полетов.

5.22.17. При дневных полетах над облаками (над покрытой снегом земной поверхностью) экипажу рекомендуется пользоваться светофильтрами или другими светозащитными устройствами.

5.22.18. Полеты в зоне обледенения на воздушных судах, не имеющих допуска к эксплуатации в этих условиях, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

5.22.19. На всех этапах полета противообледенительная система должна быть включена до входа в зону возможного обледенения, если руководство по летной эксплуатации не предусматривает другого порядка использования противообледенительной системы.

5.22.20. Если принятые экипажем меры по борьбе с обледенением оказываются неэффективными и не обеспечивают безопасное продолжение полета в этих условиях, командир воздушного судна обязан, применив сигнал срочности, по согласованию с органом ОВД (управления полетами) изменить высоту (маршрут) полета для выхода в район, где возможно безопасное продолжение полета, или принять решение на выполнение посадки на ближайшем аэродроме.

5.22.21. Полеты в условиях сложной орнитологической обстановки при сезонных и суточных массовых миграциях птиц выполняются с ограничениями.

5.22.22. Перед принятием решения на вылет командир воздушного судна обязан учитывать информацию органа ОВД (управления полетами) об орнитологической обстановке в районе аэродрома и на маршруте полета.

5.22.23. На исполнительном старте после получения информации от руководителя полетов об усложнении орнитологической обстановки командир воздушного судна обязан оценить возможность выполнения полета. Взлет в этих условиях производится с включенными фарами.

5.22.24. При полете по маршруту, в случае обнаружения на траектории полета воздушного судна стай птиц, экипаж должен обходить их или пролетать над ними.

5.22.25. При подходе к аэродрому посадки, после получения информации от руководителя полетов о сложной орнитологической обстановке в районе аэродрома или при визуальном обнаружении птиц, экипажу необходимо:

- повысить осмотрительность;

- включить фары;

- повысить контроль за параметрами режима работы двигателя (двигателей);

- при наличии птиц на курсе посадки или на взлетно-посадочной полосе уйти на второй круг.

5.22.26. При полетах в районах жаркого климата экипаж должен учитывать влияние температуры воздуха на тягу (мощность) двигателя, вследствие чего увеличивается длина разбега, возрастает время и расход топлива при наборе высоты.

5.22.27. При принятии решения на полет в условиях грозовой деятельности и сильных ливневых осадков в районе аэродрома вылета (посадки) и на маршруте полета командир воздушного судна обязан учитывать:

- характер гроз (внутримассовые, фронтальные);

- расположение и перемещение грозовых (ливневых) очагов, возможные маршруты их обхода;

- необходимость дополнительной заправки топливом.

При наличии и прогнозировании фронтальных гроз по маршруту полета, проходящему в горной местности, командиру воздушного судна принимать решение на вылет по ПВП ниже нижнего эшелона ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

5.22.28. Полеты по ППП в условиях грозовой деятельности без бортовых радиолокационных средств обнаружения грозовых очагов и при отсутствии наземного радиолокационного контроля ЗАПРЕЩАЮТСЯ.

5.22.29. При наличии в районе аэродрома вылета мощно-кучевой и кучево-дождевой облачности экипаж обязан с помощью бортовой РЛС осмотреть зону взлета и выхода из района аэродрома, оценить возможность взлета и определить порядок обхода мощно-кучевой, кучево-дождевой облачности и зон сильных ливневых осадков.

При подходе воздушного судна к зоне грозовой деятельности (сильных ливневых осадков) командир обязан оценить возможность продолжения полета, принять решение на обход зоны, согласовав свои действия с органом ОВД (управления полетами).

5.22.30. Орган ОВД (управления полетами), используя радиолокаторы, метеоинформацию и сообщения с воздушных судов, обязан информировать экипажи воздушных судов о характере облачности, расположении грозовых очагов, направлении их смещения и давать рекомендации по обходу грозовых очагов.

5.22.31. При визуальном обнаружении в полете мощно-кучевых и кучево-дождевых облаков разрешается их обходить на удалении не менее 10 км.

При невозможности обхода указанных облаков на заданной высоте разрешается визуальный полет над их верхней границей с превышением не менее 500 м или под облаками.

Полет под облаками разрешается по ПВП только днем над равнинной местностью, вне зоны ливневых осадков, если:

- высота полета воздушного судна над рельефом местности и искусственными препятствиями не менее безопасной высоты, но во всех случаях не менее 200 м;

- вертикальное расстояние от воздушного судна до нижней границы облаков не менее 200 м.

5.22.32. При обнаружении в полете мощно-кучевых и кучево-дождевых облаков бортовыми РЛС разрешается обходить эти облака на удалении не менее 15 км от ближней границы засветки. Пересечение фронтальной облачности с отдельными грозовыми очагами может производиться в том месте, где расстояние между границами засветок на экране бортового радиолокатора не менее 50 км.

5.22.33. Экипажам воздушных судов преднамеренно входить в мощно-кучевые, кучево-дождевые облака и зоны сильных ливневых осадков ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

5.22.34. В случае непреднамеренного попадания воздушного судна в мощно-кучевые, кучево-дождевые облака, зону сильных ливневых осадков или зону с сильной болтанкой (турбулентностью) командир воздушного судна обязан принять меры для немедленного выхода из них.

5.22.35. При полетах по ПВП в горной местности на высотах менее 900 м и попадании воздушного судна в зону сильной турбулентности командир воздушного судна с разрешения ОВД (управления полетами) должен вывести воздушное судно из опасной зоны набором высоты или возвратиться на аэродром вылета (произвести посадку на запасном аэродроме).

5.22.36. При попадании воздушного судна в зону повышенной электрической активности атмосферы командир воздушного судна докладывает об этом органу ОВД (управления полетами) и выполняет его рекомендации по выходу из опасной зоны.

5.22.37. Изменение высот полета в зонах повышенной электрической активности атмосферы необходимо выполнять с увеличенной вертикальной и уменьшенной поступательной скоростью полета, не выходя за границы эксплуатационного диапазона скоростей воздушного судна.

5.22.38. В случае поражения воздушного судна разрядом атмосферного электричества экипажу необходимо:

- доложить о случившемся органу ОВД (управления полетами);

- проконтролировать параметры режима работы двигателей;

- проверить работу электрооборудования и пилотажно-навигационного оборудования;

- осмотреть воздушное судно с целью обнаружения возможных повреждений;

- при обнаружении отказов, неисправностей или повреждений действовать в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.

5.22.39. При взлете и заходе на посадку в условиях сдвига ветра необходимо:

- увеличить расчетные скорости в соответствии с требованиями руководством по летной эксплуатации воздушного судна;

- установить повышенный контроль за изменениями поступательной и вертикальной скоростей, немедленно парировать возникающие отклонения от расчетных параметров и заданной траектории полета;

- при заходе на посадку немедленно уйти на второй круг с использованием взлетного режима и следовать на запасный аэродром, если для выдерживания заданной глиссады снижения требуется увеличение режима работы двигателей до номинального и (или) после пролета ДПРМ вертикальная скорость снижения увеличилась на 3 м/сек. и более от расчетной.

5.22.40. Взлет и заход на посадку в условиях сильного сдвига ветра ЗАПРЕЩАЮТСЯ.