5.17. ПОЛЕТЫ ГИДРОСАМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ-АМФИБИЙ
5.17.1. Испытательные полеты гидросамолетов и самолетов (вертолетов)-амфибий, как правило, выполняются с гидроаэродромов, за исключением случаев, оговоренных программой летных испытаний (оценка возможности забора воды на необорудованной акватории для пожарных воздушных судов, оценка возможности поиска и подбора пострадавших в море, оценка поведения воздушного судна при различных гидрометеоусловиях, полеты с посадками на акватории, подобранной с воздуха).
Границы акватории гидроаэродрома устанавливаются с учетом обеспечения безопасности взлета и посадки и обозначаются ограничительными буями (ночью - огнями).
Места, опасные для руления, взлета и посадки должны быть маркированы. При приливах и отливах маркировочные знаки ставятся на малую воду.
Гидроаэродром на время полетов по согласованию с диспетчером морского порта (если гидроаэродром располагается вблизи акватории морского порта) закрывается для прохода кораблей и плавучих средств. Направления возможного их выхода на ВПП должны контролироваться (с применением специально выделенных катеров и других средств).
5.17.2. Управление полетами гидросамолетов осуществляет старший руководитель полетов с КДП, расположенного на берегу.
Руководитель полетов на стартовом командном пункте располагается на подвижном СКП, оборудованном на катере. Катер располагается в 100 - 200 м от полосы приводнения.
5.17.3. На период полетов в распоряжение старшего руководителя полетов выделяется служба морского обеспечения и аварийно-спасательная команда. Состав команды, а также перечень необходимых средств (в том числе и аварийных) устанавливаются инструкцией по производству полетов в районе гидроаэродрома.
5.17.4. Движение плавучих средств, обеспечивающих полеты по гидроаэродрому, во время полетов допускается с разрешения старшего руководителя полетов. Эти средства должны иметь радиостанции для обеспечения двусторонней радиосвязи со старшим руководителем полетов.
5.17.5. Порядок руления гидросамолетов от спуска (с места стоянки на берегу или с места якорной стоянки) на старт, возвращения со старта, движения плавучих средств и маркировки гидроаэродрома определяется инструкцией по производству полетов в районе гидроаэродрома.
5.17.6. В зависимости от размеров гидроаэродрома, подходов к нему, количества летающих гидросамолетов и характера полетов, гидроаэродром маркируется в одну или две взлетно-посадочные полосы.
5.17.7. Ночные полеты (при необходимости и дневные полеты) в сложных метеоусловиях обеспечиваются специальным наземным и надводным светотехническим оборудованием для обозначения мест взлета, посадки и ориентировки при рулении.
5.17.8. Спуск самолета-амфибии на воду с места стоянки на берегу (его подъем из воды на берег) производятся только по оборудованным спускам выруливанием на двигателях или буксировкой тягачами (лебедками).
5.17.9. Выбор скорости руления (глиссирования), если не было специального указания, предоставляется командиру воздушного судна.
Руление на редане при расстоянии от препятствий менее 100 м ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
5.17.10. При буксировке гидросамолета командир воздушного судна (бортовой инженер или бортовой механик) и другие члены экипажа (по решению командира воздушного судна) должны находиться на своих рабочих местах и быть готовыми в случае нештатной ситуации к отцепке буксира, запуску двигателя (двигателей) и отходу в обозначенное место акватории.
5.17.11. Передвижение гидросамолета на якорную стоянку осуществляется рулением или буксировкой катером. К самостоятельному заруливанию на якорную стоянку допускаются подготовленные экипажи. Все члены экипажа должны быть обучены технике выбрасывания якоря.
5.17.12. Взлет и посадка гидросамолета при скорости ветра более 5 м/сек., как правило, производятся против ветра, а при меньшей скорости ветра - взлет и посадка производятся вдоль гребня наката.
Предельные значения гидрометеорологических условий для взлета и посадки при испытательных полетах определяются программой испытаний.
5.17.13. Взлет и посадка гидросамолета на необорудованных акваториях (в целях испытаний) производятся в соответствии с требованиями программы испытаний и Руководства по летной эксплуатации данного воздушного судна.
5.17.14. Посадка гидросамолета в штиль при зеркальной поверхности воды производится на гидроаэродроме со специально оборудованным стартом, в противном случае гидросамолеты должны быть оснащены аппаратурой, обеспечивающей посадку на зеркальную поверхность.
5.17.15. Полеты вертолетов-амфибий с воды выполняются как с закрытых водоемов, так и в открытом море. Границы акватории (водной поверхности, выделенной для полетов) устанавливаются с учетом наличия препятствий, обеспечения безопасности взлета, посадки и руления.
5.17.16. Направления возможного выхода кораблей (плавающих средств) к границам акватории (водной поверхности, выделенной для полетов) должны контролироваться старшим руководителем полетов.
5.17.17. Руководство полетами вертолетов-амфибий и легких самолетов-амфибий (G взл. < З т) осуществляется старшим руководителем полетов с корабля (катера), оборудованного средствами радиосвязи и спасания, который располагается на удалении 100 - 200 м от точки приводнения вертолетов-амфибий и легких самолетов-амфибий.
5.17.18. На период полетов (испытаний) на корабле (катере) организуется дежурство аварийно-спасательной команды, состоящей из личного состава корабля (катера).
Выполнять полеты (испытания) вертолетов-амфибий и легких самолетов-амфибий с воды без проверки готовности аварийно-спасательной команды и средств спасания ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
5.17.19. Взлет и посадка вертолетов-амфибий и легких самолетов-амфибий при ветровом волнении водной поверхности производится против ветра, а при волнении типа "зыбь" - параллельно фронту волны.
5.17.20. Посадка на воду ночью вне гидроаэродрома может выполняться при соответствующей оснащенности места приводнения светотехническими средствами, установленными на плавательных средствах или сбросом их с воздушного судна.
5.17.21. Взлет с воды и посадка на воду при наличии льдин или других предметов, плавающих в зоне взлета и посадки, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.