5.12. ГРУППОВЫЕ ПОЛЕТЫ И ПОЛЕТЫ НА ДОЗАПРАВКУ ТОПЛИВОМ В ВОЗДУХЕ

5.12. ГРУППОВЫЕ ПОЛЕТЫ И ПОЛЕТЫ НА ДОЗАПРАВКУ ТОПЛИВОМ
В ВОЗДУХЕ

5.12.1. Групповые полеты выполняются в полетных порядках. Выбор полетного порядка осуществляется командиром группы или старшим начальником в зависимости от характера выполняемой задачи.

5.12.2. При групповом полете назначается командир (ведущий) группы.

Для повышения надежности управления группой в полете назначается заместитель командира группы. В случае, когда командир группы не может исполнять свои обязанности, заместитель командира группы обязан принять командование группой на себя.

5.12.3. Командир (ведущий) группы несет ответственность за успешное и безопасное выполнение полета группы. Командир (ведущий) группы обязан:

- управлять группой по радио и эволюциями воздушного судна от начала запуска двигателей и до заруливания на стоянку после посадки;

- знать положение воздушных судов в полетном порядке, условия полета и контролировать действия своих ведомых в процессе всего полета;

- выдерживать режим полета, обеспечивающий ведомым сохранение своего места в полетном порядке и безопасное маневрирование;

- предупреждать ведомых о характере предстоящего маневра, не допускать резких изменений скорости, направления и высоты полета, особенно при полете на малой (предельно малой) высоте, в стратосфере и на сверхзвуковых скоростях;

- уделять повышенное внимание ведомым, находящимся с внутренней стороны разворота при входе в разворот и в процессе разворота, а при выводе из разворота - ведомым с внешней стороны разворота;

- вести осмотрительность, сохранять ориентировку, оценивать воздушную и метеорологическую обстановку, получать информацию от органа ОВД (управления полетами), принимать решения в соответствии со сложившейся обстановкой;

- повышать осмотрительность при полете на малой и предельно малой высотах, а также при пролетах аэродромов и районов с интенсивным воздушным движением;

- контролировать запросом по радио (при необходимости) наличие топлива на воздушных судах ведомых экипажей;

- назначать (при необходимости) экипаж для сопровождения вышедшего из полетного порядка воздушного судна;

- передать управление группой своему заместителю эволюциями воздушного судна при отказе на ВС радиостанции.

Сигналы (команды), подаваемые эволюциями самолета при управлении группой, приведены в приложении N 10 к настоящим Правилам.

5.12.4. Ведущему группы ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- входить в облака, не разомкнув предварительно группу (если заданием не предусмотрен полет в облаках группой);

- выполнять полет в метеоусловиях более сложных, чем позволяет уровень подготовки ведомых экипажей.

5.12.5. Ведомый в полете обязан:

- сохранять свое место в полетном порядке, непрерывно следить за ведущим или впереди летящим воздушным судном и не терять его из виду;

- пристраиваться к ведущему (впереди летящему воздушному судну) на прямой, сначала установив дистанцию на увеличенном интервале с принижением (на предельно малых и малых высотах - с превышением), а затем установить заданный интервал;

- внимательно следить за командами (сигналами) ведущего и четко их выполнять;

- непрерывно вести осмотрительность во избежание опасного сближения с другими воздушными судами и столкновения с препятствиями при полете на малых и предельно малых высотах;

- знать и учитывать маневренные возможности воздушных судов при полете в полетном порядке на разных высотах;

- докладывать командиру группы о всех неисправностях систем и оборудования воздушного судна, а также в случае необходимости изменения параметров полетного порядка;

- сохранять ориентировку, докладывать командиру группы об уклонении от заданного маршрута, быть готовым в любой момент перейти на самостоятельное выполнение полета или занять место ведущего.

5.12.6. Ведомому ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- пристраиваться к группе (ведущему) и менять место в полетном порядке без разрешения ведущего;

- выходить из полетного порядка кроме случаев, не позволяющих сохранить в нем свое место;

- вести радиообмен без необходимости.

5.12.7. При потере из виду воздушного судна ведущего (впереди летящего воздушного судна) в полете парой ведомый обязан:

- доложить об этом ведущему по радио с указанием высоты полета;

- отойти от группы (ведущего) за пределы полетного порядка в наборе высоты - плавным увеличением интервала, а затем уменьшить угол тангажа;

- усилить осмотрительность в горизонтальном полете, плавным увеличением интервала выйти из боевого (полетного) порядка в хорошо просматриваемую полусферу с последующим изменением высоты на 300 м;

- уменьшить крен в развороте - будучи внешним ведомым, увеличить крен и выйти из боевого (полетного) порядка - будучи внутренним ведомым;

- вывести ВС из снижения (пикирования) - на снижении (пикировании), не изменяя направления полета;

- ведомый обязан доложить ведущему после выполнения маневра курс и высоту полета своего воздушного судна и в дальнейшем действовать по его указанию.

При групповых полетах более пары ВС действия экипажей разрабатываются в каждом отдельном случае, в зависимости от состава группы, характера задания и условий полета.

5.12.8. Интервал и дистанция, превышение или принижение ведомого относительно ведущего (впереди летящего) воздушного судна должны устанавливаться такими, чтобы ведомые не попадали в спутную струю и имели благоприятные условия для наблюдения за ведущим.

На высотах, близких к потолку воздушного судна, ведомые должны следовать с принижением относительно ведущего (впереди летящего) воздушного судна.

На предельно малых высотах ведомые следуют с превышением относительно ведущих (впереди летящих) воздушного судна. При выборе превышения необходимо учитывать сектор обзора из кабины воздушного судна ведомого.

5.12.9. Полет в облаках в сомкнутом строю разрешается выполнять только парой, когда экипажами отработана групповая слетанность парой в сомкнутом строю и видимость в облаках обеспечивает хорошее наблюдение за впереди летящим воздушным судном.

Вход в облака строем, если это не предусмотрено заданием, а также без знаний фактических условий полета в них ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

При потере ведущего в облаках ведомый обязан:

- немедленно доложить об этом ведущему и органу ОВД (управления полетами), под управлением которого он находится;

- отвернуть на 15° во внешнюю сторону строя, пройти 1 минуту - в горизонтальном полете, затем взять прежний курс;

- прекратить набор (снижение) - в наборе высоты (на снижении);

- уменьшить крен в развороте - будучи внешним ведомым, увеличить крен и выйти из боевого (полетного) порядка и изменить высоту на 300 м - будучи внутренним ведомым.

В дальнейшем действовать по указанию ведущего или органа ОВД (управления полетами), под управлением которого находится группа.

5.12.10. При групповых посадках днем и ночью количество ВС в группе, которой разрешается одновременная посадка, определяется начальником летно-испытательного подразделения, исходя из состояния и размеров аэродрома, метеорологической и орнитологической обстановки, а также натренированности летного состава.

5.12.11. При выполнении дозаправки топливом в воздухе командиром группы является командир дозаправляемого ВС. Он подает команды на выдерживание режима дозаправки, принимает решение на выполнение дозаправки, разрешает экипажу самолета - дозаправщика выполнение эволюций для выдерживания заданного маршрута, дает команду на прекращение дозаправки.