3.4. ПРОГРАММА ИСПЫТАНИЙ, ПОЛЕТНЫЙ ЛИСТ И ЗАДАНИЕ НА ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ
3.4.1. Программа летных испытаний (исследований) составляется ведущим инженером по летным испытаниям воздушных судов с участием ведущего летчика-испытателя на основании приказа руководителя авиационной организации или технического задания, утвержденного им.
Разделы программы разрабатываются членами испытательной бригады в соответствии со специальностью.
В программе летных испытаний излагаются:
- цель испытаний;
- сведения об объекте испытаний и его особенностях;
- состав экспериментального оборудования;
- руководства по испытаниям авиационной техники, по которым проводятся испытания;
- объем и характер наземных испытаний;
- объем летной работы с указанием условий проведения эксперимента (высота, скорость, центровка, масса воздушного судна), конфигурация воздушного судна, режим работы двигателей;
- методические указания к программе;
- основные летные ограничения (максимально допустимые значения приборной скорости, перегрузки, угла атаки, числа М и др.), минимум для выполнения задания в испытательном полете, а также меры безопасности;
- мероприятия по противодействию иностранным техническим разведкам и соблюдению требований режима секретности;
- ответственные исполнители;
- экипаж;
- сроки испытаний;
- план материально-технического обеспечения;
- при участии в испытаниях нескольких авиационных организаций (ведомств) - ответственные за обеспечение летных испытаний.
Проведение летных испытаний без оформленных и утвержденных программ испытаний, сметы (договора) к ней и планов материально-технического обеспечения не допускается.
3.4.2. Комплексные программы испытаний опытных воздушных судов и программы особо важных испытаний обсуждаются на методическом совете экспериментальной авиации по летным испытаниям и после их рассмотрения утверждаются руководителем авиационной организации.
Все остальные программы летных испытаний рассматриваются на методических советах летно-испытательных подразделений организаций экспериментальной авиации.
3.4.3. Приемо-сдаточные и периодические испытания серийных воздушных судов в авиационных организациях-изготовителях воздушных судов проводятся по методическим указаниям, разработанным ОКБ на основании программ летных испытаний, действующих технических условий, руководств по испытаниям авиационной техники, руководств по летной эксплуатации воздушных судов и согласованным с заказчиком и органом, выполняющим работы по государственному регулированию деятельности в области экспериментальной авиации.
3.4.4. Конкретные испытательные полеты выполняются по профилям, разработанным авиационной организацией-изготовителем воздушного судна в соответствии с утвержденными методическими указаниями ОКБ и согласованным с указанными выше организациями.
Рекомендации по разработке методических указаний и профилей приемо-сдаточных и периодических испытаний изложены в Инструкции о порядке оформления и ведения документации в летно-испытательных подразделениях.
При изменении программ технических условий, руководств по испытаниям авиационной техники или руководств по летной эксплуатации воздушных судов соответственно вносятся согласованные изменения в методические указания и профили испытательных полетов.
В процессе испытательных полетов по программам сертификационных испытаний, выполняемых смешанным экипажем разработчика и заказчика, не допускается выполнение таких режимов, которые не были выполнены в ходе летно-конструкторских испытаний экипажем разработчика.
3.4.5. На каждый испытательный полет ведущий инженер по летным испытаниям совместно с ведущим летчиком-испытателем и специалистами бригады разрабатывают задание, которое записывается в полетный лист или прикладывается к нему на отдельном бланке.
Рекомендации по разработке и оформлению полетного листа и задания на испытательный полет изложены в инструкции о порядке оформления и ведения документации в летно-испытательных подразделениях.
Полетный лист подписывается заместителем начальника летно-испытательного подразделения по летной службе (старшим летчиком) и ведущим инженером (руководителем испытательной бригады).
Полетный лист при выполнении первых пробежек на опытном воздушном судне, выполнении первого вылета, взлета и посадки по-вертикальному и при первом вылете с гидроаэродрома опытного воздушного судна-амфибии утверждается генеральным (главным) конструктором.
Полетные листы на первые вылеты модифицированных и головных серийных воздушных судов, а также при выполнении особо важных испытаний на серийных воздушных судах утверждаются руководителем организации.
3.4.6. Задание разрабатывается на каждый испытательный полет. В задании указывается:
- цель полета;
- профиль и маршрут полета;
- последовательность и методика выполнения задания;
- продолжительность полета;
- метеоусловия, при которых разрешается выполнение задания;
- порядок и продолжительность включения бортовых систем измерений;
- меры безопасности (дополнительно к указанным в руководстве по летной эксплуатации), характерные для этого задания;
- вопросы, на которые должен ответить экипаж в отчете по заданию;
- меры по противодействию иностранным техническим разведкам и обеспечению требований режима секретности;
- минимальное количество топлива и удаление от аэродрома, при которых обеспечивается посадка на нем с установленным остатком топлива;
- обязанности в полете каждого члена экипажа (в части выполнения полетного задания).
Задание на полет подписывается ведущим инженером и специалистами, принимавшими участие в его разработке.
Члены экипажа расписываются в задании на полет после его проработки.
3.4.7. Задание на полет и полетный лист утверждаются начальником летно-испытательного подразделения или должностным лицом, имеющим такое право в соответствии с приказом руководителя авиационной организации.
3.4.8. В случаях выполнения на воздушном судне наземных работ, требующих соблюдения мер безопасности, не предусмотренных эксплуатационно-технической документацией, ведущий инженер по специальности разрабатывает задание на выполнение указанных работ в соответствии с программой испытаний.