2.5. Выравнивание экономических условий
Российские регионы всегда развивались неравномерно. Однако в последние годы такая неравномерность стала нарастать.
Сказывается разная способность региональных властей понять и принять перемены. Различно и отношение в регионах к частным собственникам, особенно мелким и средним. По-разному трактуется понятие "регулирование экономики".
Нередко в регионах нарушаются принципы добросовестной конкуренции: чинятся препятствия появлению новых центров экономического влияния, например "посторонних" банков в угоду банкам "карманным".
Очень многое сегодня зависит от уровня личных контактов регионального руководства с федеральными органами. А это основа ненадежная, поскольку ставит решение государственных проблем в зависимость от сиюминутных, субъективных факторов.
Органы исполнительной власти некоторых регионов участвуют в реализации федеральных программ на своих территориях только в тех случаях и в той мере, в какой считают для себя удобным.
Одним из действенных рычагов продвижения реформ во все без исключения регионы должна стать дифференцированная экономическая политика. Ее смысл - различный объем федерального присутствия в зависимости от того, улучшается ли в том или ином субъекте Российской Федерации социально - экономическое положение. Для обеспечения такой политики необходим постоянный социально - экономический мониторинг.
Разумеется, финансовый контроль необходим во всех субъектах Российской Федерации. Но если экономическое и социальное положение региона ухудшается, для федеральной власти это должно быть сигналом включения более жестких форм контроля, особенно за тем, на что и в каком объеме расходуются в регионах федеральные средства.
Процесс выплаты долгов по заработной плате бюджетникам показал, что далеко не все руководители регионов умеют мобилизовать собственные возможности. Борьба с задолженностью бюджетникам позволила на практике убедиться, в каких регионах руководители справляются со своими обязанностями, держат ситуацию под контролем, а в каких им это не под силу. Стало ясно, что предельно остро стоит проблема укрепления принципа федерализма в бюджетных отношениях.
Как показывает жизнь, нынешняя система межбюджетных отношений явно не соответствует задачам сегодняшнего дня. Она складывалась во многом стихийно в период наиболее трудного этапа в жизни России. Результатом этого стали:
- резкая дифференциация регионов по уровню бюджетной обеспеченности;
- отсутствие реальных стимулов повышения собираемости налоговых платежей, особенно поступающих в федеральный бюджет;
- неэффективное расходование средств региональных бюджетов, в том числе получаемых в качестве трансфертов из федерального бюджета.
В 1998 году систему межбюджетных отношений надо существенно обновить, что предполагает ряд мер.
Совершенствование нормативного принципа планирования сумм трансфертов, передаваемых из федерального бюджета в региональные. Обновленная система нормативов должна учитывать прежде всего социальную обеспеченность населения с учетом специфических условий региона. Эту систему нужно положить в основу разработки проекта федерального бюджета на 1999 год.
Увеличение доли связанных трансфертов, т.е. трансфертов, направляемых на конкретные цели, согласованные между федеральным центром и регионами. Связанные трансферты будут предоставляться на основе договоров, заключаемых между Правительством России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и предусматривающих жесткий контроль за целевым использованием средств.
Установление зависимости величины нецелевых трансфертов и ассигнований от следующих параметров:
- открытость бюджетного процесса в регионе для контроля со стороны федеральных органов власти;
- эффективность использования средств регионального и местных бюджетов, включая средства, передаваемые из федерального бюджета;
- принимаемые в регионе усилия по мобилизации доходов в бюджет, включая федеральный;
- степень участия региональных органов власти в реализации федеральных программ на своей территории;
- соблюдение федерального законодательства. Отмечу еще один важный момент, который существенно влияет на наполняемость региональных бюджетов, а значит, способствует экономическому росту. Речь идет о системе зачисления налогов, которые платят общероссийские компании. Необходимо установить такую систему, при которой налоги уплачиваются преимущественно по месту основной производственной деятельности, а не там, где зарегистрированы головные управленческие структуры этих компаний.