6.2. Путь к современной армии

6.2. Путь к современной армии

Приоритетное значение в предотвращении войн и вооруженных конфликтов Россия, как и прежде, отдает политико - дипломатическим, международно - правовым и экономическим средствам, коллективным действиям мирового сообщества в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии. Но для защиты интересов России мы должны быть готовы и к применению других средств - Вооруженных Сил, всей оборонной мощи государства.

Между тем происходит снижение уровня боевой и мобилизационной готовности войск. По общему уровню технической оснащенности Вооруженные Силы Российской Федерации отстают от наиболее мощных армий мира на пять - десять, а по отдельным направлениям - на пятнадцать лет. Практически свернута модернизация вооружения и военной техники. Тяжелое положение складывается с организацией прохождения военной службы и подготовки кадров.

Уровень денежного довольствия военнослужащих не соответствует сложности, напряженности, значимости и особому характеру воинского труда, что подрывает престижность воинской службы и экономические основы комплектования военными кадрами.

Большую озабоченность вызывает то, что не выполняется в полном объеме Закон "О статусе военнослужащих", определяющий права и льготы, которыми пользуются военнослужащие в соответствии с условиями контракта о прохождении военной службы. Не обеспечивается и своевременность выплаты военнослужащим денежного содержания.

Сегодня Вооруженные Силы, другие войска находятся в тяжелом положении. И это положение продолжает ухудшаться. Вот почему в проведении военной реформы, в преобразовании военной организации государства в целом дорог каждый день. Любые задержки наносят ущерб обороноспособности России.

Военную реформу следует проводить по нескольким направлениям.

1. Всю военную организацию государства необходимо привести в соответствие с потенциальными угрозами и вызовами безопасности России, экономическими возможностями страны.

В этих целях будет оптимизирована структура видов и родов Вооруженных Сил, уменьшено число министерств и ведомств, которым разрешено иметь в своем составе вооруженные формирования, сокращена численность Вооруженных Сил и других войск. Уже в этом году штатная численность Вооруженных Сил сокращается на 200 тысяч военнослужащих. В ближайшее время будет принято решение и о сокращении численности других войск. Это поможет создать хорошо укомплектованные объединения и части.

2. Усиление социальной защищенности, социальное обеспечение, переподготовку по гражданским специальностям офицеров и прапорщиков, увольняемых из Вооруженных Сил и других войск в связи с их сокращением, должна обеспечить Правительственная комиссия по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на основе существующих и специально разработанных общегосударственных программ.

3. Россия имеет самые протяженные границы в мире. Мы не можем, да в этом и нет необходимости, иметь по всему периметру одинаково сильные группировки войск. Поэтому по региональному принципу в составе военных округов должны быть созданы высокомобильные силы, способные вести автономные действия и в кратчайшие сроки локализовать и нейтрализовать угрозы на любом направлении.

В течение этого года планируется уточнить задачи Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, обеспечить сопряжение планов их строительства и подготовки, повысить эффективность управления, интегрировать системы технического, тылового и иных видов обеспечения, капитального строительства, подготовки кадров, военного образования и военной науки.

Основная цель - добиться комплексного применения Вооруженных Сил и других войск, устранить параллелизм, ликвидировать дублирующие звенья или перенацелить их на решение других задач. Убежден, это даст значительную экономию финансовых, материальных и иных средств.

4. Комплектование Вооруженных Сил, других войск будет переводиться на контрактную основу по мере создания необходимой инфраструктуры для службы и жизни контрактников и членов их семей.

5. В военно - технической политике основные усилия будут сосредоточены на обеспечении качественного технического оснащения, роста боевой эффективности Вооруженных Сил и других войск, на оптимизации номенклатуры, стандартизации, унификации и широкой модернизации вооружений и военной техники в соответствии с утвержденной Президентом Государственной программой вооружения до 2005 года. Правительство также должно приложить максимум усилий для сохранения и развития научно - производственных мощностей промышленности по созданию и выпуску современных вооружений и военной техники. Необходимо наращивать и расширять отвечающее интересам России военно - техническое сотрудничество с зарубежными странами.

При организации научных исследований первостепенное внимание будет уделено готовности Вооруженных Сил эффективно функционировать в условиях быстрого развития информационных технологий и новых видов вооружений.

Реформирование Вооруженных Сил и других войск будет происходить при неуклонном соблюдении принципа сохранения Россией способности осуществлять эффективное сдерживание, в том числе ядерное, от агрессии против нее и союзных государств.

Конечная цель военной реформы - создание достаточной обороны, качественно новых, значительно меньших по численности Вооруженных Сил и других войск, оснащенных современной боевой техникой и обладающих высокой профессиональной выучкой.

Укрепление обороноспособности страны требует активной морально - политической поддержки общества и должно быть обеспечено необходимой нормативной базой. В этом году необходимо будет принять федеральные законы "О военном положении" и "О чрезвычайном положении", проекты которых будут внесены в Государственную Думу. Надеюсь на конструктивное сотрудничество с депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации.

Заключение

Власть, не ограниченная правом, опасна. Право, не обеспеченное властью, бессильно. Первое много раз подтверждалось нашей историей. Второе становится очевидным сегодня.

Общество подошло к рубежу, когда самое главное и самое конструктивное - последовательные меры по созиданию порядка. Нельзя допустить, чтобы неизбежные издержки переходных процессов стали необратимыми. Даже если не произойдет серьезных срывов, остается опасность медленного вползания в такой режим, в котором нынешний беспорядок станет устойчивой формой "порядка".

Наш выбор - это порядок, основанный на праве. Порядок, подавляющий человека, его свободу и инициативу, его достоинство, не может стать основой современного общества. Это не только аморально и политически опасно, но и обрекает страну на безнадежное отставание.

Всеми ответственными политиками должно быть осознано и принято главное: порядок в стране начинается с порядка во власти. Именно так я намерен использовать мандат доверия, полученный от российских граждан на последних выборах.

Послание, посвященное наведению порядка во власти, должно предполагать жесткую дисциплину реализации самого Послания.

На Президента страны Конституцией возложена ответственность за определение основных направлений внутренней и внешней политики России. Эти направления формулируются, в первую очередь, в ежегодных Посланиях Президента Федеральному Собранию. Поэтому они являются документами, обязательными для исполнительной власти и задающими ориентиры для деятельности иных ветвей власти.

За реализацию выдвинутых задач должностные лица всех органов и уровней исполнительной власти будут нести персональную ответственность.

Не удовлетворен степенью и качеством реализации предыдущих Посланий. Поэтому начиная с 1997 года вводятся в практику меры, призванные обеспечить выполнение задач, поставленных в Послании.

1. Будет издан указ, регламентирующий осуществление предусмотренных в Послании основных мер.

2. Правительство Российской Федерации обязано регулярно (один раз в три месяца) представлять Президенту Российской Федерации отчеты о выполнении Послания на текущий год. В этих отчетах должны содержаться конкретные данные о том, что удалось и что не удалось сделать по направлениям, обозначенным в Послании.

3. Подготовка проекта федерального бюджета на очередной год будет проходить под контролем Президента. Задача - обеспечить соответствие проекта бюджета социально - политическим приоритетам, определяемым главой государства.

4. Администрации Президента Российской Федерации поручается анализировать действия региональных властей по выполнению задач, поставленных в Послании.

5. Намерен сам информировать граждан России о ходе выполнения Послания.

Такой подход должен стать правилом для всех органов власти. Граждане России имеют право знать все о планах власти и о том, как эти планы осуществляются. Общественный контроль - самый надежный. Поэтому открытость нашей политики - средство повышения ее эффективности.

Верю в то, что мы сможем решить поставленные в этом Послании задачи. Они вполне реальны. Если так и будет, то в следующем году взаимные неплатежи, задержки выплаты зарплат и пенсий перестанут быть национальной проблемой, рост экономики составит не менее 2 процентов валового внутреннего продукта в год. Мы сможем существенно сократить масштабы социального расслоения.

Многие трудности последних лет были связаны с необходимостью обеспечить условия для предстоящего подъема России на новом витке ее развития. Сейчас главное - не растратить заделы последних лет, не позволить себе расслабиться, не лишить достойной перспективы самих себя и будущие поколения.

Установить порядок, в основе которого лежали бы не диктатура и подавление, а общность целей, разум и согласие, энергия примирения и созидания, - поистине историческая задача для России.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль
6 марта 1997 года