3. Определение, цели, задачи и принципы профилактической работы

3. Определение, цели, задачи и принципы профилактической работы

1. Профилактика нарушений обязательных требований (профилактическая работа, профилактическая деятельность) - это системно организованная деятельность контрольно-надзорного органа по комплексной реализации мер организационного, информационного, правового, социального и иного характера, направленных на достижение следующих основных целей:

- предупреждение нарушений обязательных требований в подконтрольной сфере общественных отношений;

- предотвращение риска причинения вреда и снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;

- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и причинению вреда охраняемым законом ценностям;

- формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов;

- повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.

2. Профилактическая работа имеет первостепенное значение в деятельности контрольно-надзорных органов и является неотъемлемой, системно инкорпорированной частью их текущей деятельности при осуществлении функции государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

3. Приоритетным направлением профилактической деятельности контрольно-надзорных органов является создание условий и стимулов для правомерного поведения подконтрольных субъектов и поощрение такого поведения (позитивная профилактика).

4. Для достижения основных целей профилактической работы контрольно-надзорными органами решаются следующие задачи:

- выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков и их реализация;

- оценка ущерба охраняемым законом ценностям, выработка и реализация профилактических мер, способствующих его снижению;

- создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;

- регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на уровень безопасности охраняемых законом ценностей комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет конкретного вида государственного контроля (надзора);

- формирование одинакового понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности;

- создание и внедрение мер системы позитивной профилактики;

- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;

- оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от присвоенных подконтрольным субъектам уровней риска (классов опасности);

- снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты.

5. Профилактическая работа контрольно-надзорного органа строится на одновременном соблюдении следующих принципов:

- комплексность и системность - организация и осуществление профилактической деятельности как ординарной и основанной на постоянном анализе проблем, связанных с нарушениями обязательных требований, и недопущение формального подхода к реализации профилактических мероприятий и ситуации их проведения в условиях сжатых сроков при довлеющем количестве;

- последовательность и многоаспектность - разделение целей и задач профилактической работы на общестратегические и частные при сочетании различных направлений и уровней профилактической деятельности;

- ситуационность и актуальность - проведение профилактических мероприятий и соответствие их содержания реальным требованиям настоящего периода времени и ситуации с соблюдением обязательных требований в подконтрольной сфере, использование последних достижений науки и технологий при проведении профилактических мероприятий;

- принцип обязательности - необходимость реализации контрольно-надзорными органами всех предусмотренных для них видов профилактических мероприятий с требуемой периодичностью, в том числе обусловленной текущей ситуацией;

- аксиологичность - ценностное ориентирование содержания профилактических мероприятий на формирование у подконтрольных субъектов и иных лиц мировоззренческих представлений о законопослушном поведении, уважении к человеку, обществу, государству, окружающей среде и иным охраняемым законом ценностям, которые должны служить ориентирами и естественными регуляторами их поведения;

- легитимность и соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов и иных лиц;

- информационная открытость - обеспечение максимальной доступности для подконтрольных субъектов и иных заинтересованных лиц сведений об организации, осуществлении и результатах профилактических мероприятий и профилактической деятельности в целом;

- полнота охвата - обеспечение охвата профилактическими мероприятиями максимально возможного числа подконтрольных субъектов;

- принцип достаточности и понятности - информация, предоставляемая подконтрольным субъектам и иным заинтересованным лицам в связи с реализацией отдельных профилактических мероприятий (включая информацию по вопросам соблюдения обязательных требований и процедурам контроля), передается в простой, понятной, исчерпывающей форме;

- релевантность - определение совокупности видов и форм профилактических мероприятий с учетом особенностей подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и т.д.) и используемых ими производственных объектов;

- вовлеченность - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с контрольно-надзорными органами по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;

- структурная и организационная обеспеченность, согласованное взаимодействие контрольно-надзорного органа, иных органов публичной власти и подконтрольных субъектов;

- добровольность и диспозитивность - отсутствие принуждения подконтрольных субъектов к каким-либо действиям и неблагоприятных юридических последствий для подконтрольных субъектов, в отношении которых реализуются меры профилактики.

6. Контрольно-надзорные органы проводят общую, специальную и индивидуальную профилактическую работу.

7. Общая профилактика нарушений обязательных требований осуществляется в отношении неопределенного круга лиц и направлена на выявление и устранение причин, порождающих в первую очередь типовые и (или) массовые нарушения обязательных требований, и условий, способствующих или облегчающих совершение таких правонарушений, а также на повышение общего уровня правовой грамотности и социальной ответственности граждан и организаций.

8. Специальная профилактика нарушений обязательных требований осуществляется в отношении отдельной совокупности подконтрольных субъектов, входящих в группу риска по определенной проблеме, связанной с нарушением обязательных требований, и направлена на устранение условий и причин данных нарушений, а также на формирование моделей ответственного, добросовестного, правового поведения таких подконтрольных субъектов.

9. Индивидуальная профилактика нарушений обязательных требований направлена на принятие индивидуально ориентированных мер с целью уяснения подконтрольными субъектами положений обязательных требований, правил и порядка осуществления контрольно-надзорных мероприятий, а также на формирование моделей ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов.

10. Для отдельных профилактических мер настоящим Стандартом устанавливаются специальные, отвечающие их непосредственной направленности, цели, задачи и принципы их реализации.

<<< 2. Профилактика нарушений обязательных требований в системе "умного" государственного регулирования2. Профилактика нарушений обязательных требований в системе "умного" государственного регулирования ["Стандарт комплексной профилактики нарушений обязательных требований" (утв. Протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития РФ "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 12.09.2017 N 61(11)) (вместе с "Требованиями к структурированию и размещению сведений о мерах профилактики нарушений обязательных требований на официальном сайте контрольно-надзорного органа", "Порядком составления и ведения перечня типовых нарушений обязательных требований", "Порядком установления контрольно-надзорными органами обстоятельств для обоснованного объявления предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований")]
4. Организация работы по подготовке и осуществлению профилактической деятельности, в том числе требования к разработке ведомственных программ профилактики нарушений обязательных требований4. Организация работы по подготовке и осуществлению профилактической деятельности, в том числе требования к разработке ведомственных программ профилактики нарушений обязательных требований ["Стандарт комплексной профилактики нарушений обязательных требований" (утв. Протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития РФ "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 12.09.2017 N 61(11)) (вместе с "Требованиями к структурированию и размещению сведений о мерах профилактики нарушений обязательных требований на официальном сайте контрольно-надзорного органа", "Порядком составления и ведения перечня типовых нарушений обязательных требований", "Порядком установления контрольно-надзорными органами обстоятельств для обоснованного объявления предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований")] >>>