3. Высокая стоимость транспортировки продукции

3. Высокая стоимость транспортировки продукции

Доля транспортной составляющей для потребителя в конечной стоимости строительной продукции по отдельным видам строительных материалов может составлять до 90 процентов, что является ключевым фактором, влияющим на выбор средства транспортировки.

В Российской Федерации для транспортировки строительных материалов в основном используется автомобильный и железнодорожный транспорт, а также (значительно меньше) внутренний водный транспорт.

В течение последних 7 - 10 лет в структуре доставки практически всех строительных материалов наблюдается устойчивая тенденция к увеличению использования для доставки продукции автомобильного транспорта. В условиях инфраструктурных ограничений железнодорожной сети Российской Федерации и недостаточного обновления специализированного подвижного состава многие предприятия пополняют собственные парки специализированной техникой, чтобы гарантировать поставки продукции потребителям. Вплоть до 2015 года тарифная политика акционерного общества "Российские железные дороги" по ежегодному увеличению провозной платы стимулировала использование автомобильного транспорта.

В июле 2015 года внесены изменения в значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", определяющие допустимую массу транспортных средств и допустимые осевые нагрузки колесных транспортных средств.

Одновременно с этим вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов", ужесточивший ответственность не только перевозчика, но и грузоотправителя за превышение допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства.

В целях недопущения нарушений законодательства предприятия - производители строительных материалов снижают загруженность транспортных средств до 70 процентов их заводской вместимости при передаче продукции к перевозке, что существенно влияет на экономические, технологические и экологические аспекты транспортировки грузов.

В качестве основных негативных последствий могут быть выделены следующие:

при транспортировке сырья для производства строительных материалов, а также готовой продукции, в том числе инертных материалов (щебень, песок) и цемента, фактическая погрузка снизилась почти в 2 раза, что привело к росту стоимости песка для потребителя на 50 процентов, щебня - на 20 процентов и цемента - на 6 процентов;

объем разовой поставки бетонной смеси в автобетоносмесителях сократился на 40 процентов, что привело к увеличению стоимости доставки на 40 процентов;

практически в 2 раза увеличилось количество машинорейсов для выполнения одного и того же объема перевозок, что может привести к серьезным экологическим последствиям, если производители бетона увеличат машинопоток в г. Москве и Московской области с 1,5 млн. до 2,7 млн. машинорейсов в год и такое же увеличение потребуется для поставок инертных материалов;

невозможность непрерывной заливки крупных бетонных конструкций в сжатые сроки привела к разрыву в бетонировании и негативно повлияла на прочность конструкций;

качество бетонной смеси (в первую очередь ее прочностных характеристик) снизилось за счет вовлечения избыточного воздуха при неполной загрузке автобетоносмесителей;

произошло увеличение нагрузки на дорожное полотно и рост вредных выбросов из-за увеличения частоты работы транспорта.

Вступление в силу постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" также привело к некоторому росту стоимости строительного материала у потребителя.