1. Приоритеты, критерии и система показателей развития системы обеспечения единства измерений

1. Приоритеты, критерии и система показателей развития
системы обеспечения единства измерений

Приоритеты развития системы обеспечения единства измерений как инфраструктурной системы связаны с решением задач социально-экономического развития и обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации. В области социально-экономического развития основными приоритетами являются повышение конкурентоспособности национальной экономики и повышение качества жизни граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Приоритетным направлением является выполнение мероприятий по решению системных проблем обеспечения единства измерений.

Критерии развития системы обеспечения единства измерений должны соответствовать векторам развития национальной экономики, приведенным в документах стратегического планирования Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". К ним относятся:

концентрация государственного управления в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитием инфраструктуры;

сокращение избыточной части государственного и муниципального секторов экономики;

совершенствование государственно-частного партнерства;

осуществление рационального импортозамещения, снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции;

обеспечение равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;

применение при планировании риск-ориентированных моделей развития;

расширение механизмов саморегулирования.

Приведенные приоритеты с учетом позиционирования системы обеспечения единства измерений как инфраструктурной обеспечивающей системы требуют введения показателей, характеризующих степень удовлетворенности граждан и хозяйствующих субъектов состоянием системы обеспечения единства измерений.

Целевые показатели развития системы обеспечения единства измерений приведены в приложении. Показатели разбиты на 4 группы. К первой группе относятся показатели, характеризующие степень удовлетворенности граждан, общества и государства состоянием обеспечения единства измерений. Первым из них является показатель, характеризующий обеспеченность измерений в сфере государственного регулирования эталонами, методиками (методами) измерений и стандартными образцами. Выражается в процентах от количества, создающего полную обеспеченность.

Опросы хозяйствующих субъектов показали, что имеется потребность в снижении стоимости оказания услуг в области обеспечения единства измерений и сокращения времени, затрачиваемого на их получение. Для характеристики данной потребности введены 2 показателя:

снижение средней стоимости услуг в области обеспечения единства измерений (с учетом минимального размера оплаты труда и инфляции);

снижение среднего времени получения услуги в области обеспечения единства измерений, в том числе отдельно для промышленных предприятий Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Важным показателем удовлетворенности граждан и хозяйствующих субъектов является доступность государственных услуг в области обеспечения единства измерений, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Доступность информации в области обеспечения единства измерений может быть охарактеризована как процент информации, находящейся в открытом доступе, от всей информации по обеспечению единства измерений, хранящейся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений.

Вторую группу показателей образуют показатели, характеризующие уровень развития системы обеспечения единства измерений. К ним относятся:

средний возраст государственных первичных эталонов;

количество научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых государственными научными метрологическими институтами для развития системы обеспечения единства измерений (создание новых рабочих эталонов);

количество записей о калибровочных и измерительных возможностях Российской Федерации, зарегистрированных в Международном бюро мер и весов;

количество разработанных и утвержденных первичных референтных методик (методов) измерений;

количество типов стандартных образцов, зарегистрированных в реестре Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

отношение объема калибровочных работ к поверочным работам;

точность согласования национальной шкалы времени "UTC(SU)" с международной шкалой времени "UTC";

количество стандартных справочных данных.

К третьей группе относятся показатели, характеризующие уровень импортозамещения в области обеспечения единства измерений.

Импортозамещение в отношении эталонов характеризуется долей эталонов отечественного производства.

Импортозамещение в отношении средств измерений и стандартных образцов характеризуется долей утвержденных типов средства измерений и стандартных образцов отечественного производства.

К четвертой группе относятся показатели, характеризующие уровень развития обеспечения единства измерений в области обороны и безопасности государства. К ним относятся:

доля современной измерительной техники в общем количестве измерительной техники, применяемой в области обороны и безопасности государства;

уровень автономности;

доля специалистов-метрологов, проходящих ежегодно подготовку (переподготовку), повышение квалификации, в общем количестве специалистов-метрологов.

В связи с существующей неопределенностью развития мировой экономики значения показателей развития системы обеспечения единства измерений должны регулярно пересматриваться в соответствии с законодательством в зависимости от конкретного сценария развития экономики, а также в зависимости от уровня фактически достигнутых значений показателей.