4. Устаревание эталонной и научно-технической базы, ее отставание от потребностей инновационной экономики

4. Устаревание эталонной и научно-технической базы,
ее отставание от потребностей инновационной экономики

Наблюдается отставание темпов обновления базы государственных первичных эталонов Российской Федерации от темпов обновления базы государственных первичных эталонов промышленно развитых стран. Почти 30 процентов государственных первичных эталонов было создано более 10 лет назад, они морально и технически устарели. По ряду видов измерений калибровочные и измерительные возможности государственных научных метрологических институтов Российской Федерации отстают от возможностей зарубежных метрологических институтов. Имеется значительная неравномерность распределения измерительных и калибровочных возможностей Российской Федерации по видам измерений.

Важнейшую задачу развития эталонной базы Российской Федерации определило решение Международного комитета мер и весов о необходимости принятия новых определений основных единиц Международной системы единиц (СИ) на основе фиксации значений ряда фундаментальных физических констант. В 2018 году ожидается утверждение новых определений единиц Генеральной конференцией по мерам и весам. В Российской Федерации ряд эталонов, реализующих данные определения, не обеспечивает требуемой точности, а некоторые эталоны отсутствуют (например, первичный эталон массы на основе ватт-весов).

Также отмечается явно недостаточное для нужд промышленности количество стандартных образцов и полное отсутствие первичных референтных методик (методов) измерений.

Стандартные образцы являются одними из наиболее широко распространенных и мобильных средств метрологического обеспечения измерений, применяемых в тысячах лабораторий, организаций и предприятий страны. Мониторинг потребности в стандартных образцах, проведенный в 2010 - 2015 годах, свидетельствует об отсутствии в Российской Федерации более 4500 типов стандартных образцов, в том числе 2500 стандартных образцов для метрологического обеспечения измерений показателей продукции, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза.

Крайняя нехватка стандартных образцов наблюдается в таких областях, как:

таможенный контроль, экологический мониторинг, оценка соответствия продукции обязательным требованиям (стандартные образцы пищевых продуктов, продовольственного сырья, пестицидов, радионуклидов, объектов окружающей среды);

оборонно-промышленный комплекс (стандартные образцы взрывчатых, высокотоксичных веществ);

фармацевтическая промышленность (стандартные образцы субстанций и активных веществ);

химическая промышленность (стандартные образцы состава органических соединений, растворителей, полимерных материалов);

клиническая диагностика (стандартные образцы биологических материалов, антигенов);

наркоконтроль (стандартные образцы наркотических средств).

Российская Федерация как член Евразийского экономического союза обязана обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза.

В то же время существующая в стране номенклатура стандартных образцов недостаточна для обеспечения точности и достоверности результатов измерений испытательных и диагностических лабораторий, что вынуждает отечественных потребителей приобретать стандартные образцы зарубежного производства или использовать метрологически не обеспеченные средства для калибровки средств измерений и контроля точности результатов измерений.