VIII. Обучение и подготовка пользователей высокоавтоматизированных транспортных средств, а также профильных специалистов в сфере автоматизированного транспорта

VIII. Обучение и подготовка пользователей
высокоавтоматизированных транспортных средств,
а также профильных специалистов в сфере
автоматизированного транспорта

Для обеспечения безопасности при эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств необходимо обучение широкого круга потребителей новых технологий - водителей высокоавтоматизированных транспортных средств с 2, 3 и 4-м уровнями автоматизации и пользователей высокоавтоматизированных транспортных средств, движущихся в беспилотном режиме (5-й уровень автоматизации). Кроме того, следует учесть необходимость наличия дополнительных компетенций у водителей, проводящих опытную эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования.

Человеческий фактор, как и в процессе традиционного ручного управления, по-прежнему сохраняет свою ключевую роль в обеспечении безопасности дорожного движения высокоавтоматизированных транспортных средств с 3-м и 4-м уровнями автоматизации. Необходимо обеспечить не только необходимую профессиональную квалификацию водителей транспортных средств, достигаемую обучением, но и их психофизиологическую готовность к управлению транспортным средством и соблюдению правил дорожного движения.

В дополнение к обычным компетенциям водителей транспортных средств пользователям автоматизированных систем вождения на высокоавтоматизированных транспортных средствах следует:

быть осведомленным (проинформированным) о необходимости их правильного использования до начала поездки;

соблюдать требования и процедуру их безопасного использования;

иметь возможность обмениваться информацией с транспортным средством;

понимать, есть ли необходимость брать на себя функцию динамического управления в целях завершения поездки.

Если пользователю необходимо взять на себя функцию динамического управления или если он самостоятельно принял решение об осуществлении такого управления, то он должен:

иметь водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортным средством соответствующей категории (для транспортных средств, оснащенных автоматизированными системами вождения 3-го и 4-го уровней автоматизации);

соблюдать правила дорожного движения;

обеспечивать безопасность движения транспортного средства независимо от того, пользуется ли он автоматизированной системой вождения или выполняет функцию динамического управления.

Изготовителям высокоавтоматизированных транспортных средств рекомендуется разрабатывать и документировать программы дополнительного образования сотрудников, дилеров и потребителей. Указанные программы должны содержать следующие темы:

функциональные возможности и ограничения автоматизированных систем вождения;

эксплуатационные параметры высокоавтоматизированных транспортных средств;

правила взаимодействия водителя и автоматизированной системы вождения;

процедуры передачи управления от водителя к автоматизированной системе вождения и обратно;

особенности работы человеко-машинного интерфейса;

сценарии поведения автоматизированной системы вождения после аварии;

параметры (ограничения) среды штатной эксплуатации;

признаки и причины вероятных отказов автоматизированной системы вождения.

Изготовители высокоавтоматизированных транспортных средств должны обеспечить, чтобы их персонал, включая маркетинговых и торговых представителей, понимал предлагаемые технологии и мог обучать своих дилеров и потребителей. Программы обучения должны постоянно оцениваться на предмет их эффективности и обновляться на регулярной основе, включая обратную связь от дилеров, клиентов и других источников.

На основе опыта реализации указанных программ повышения квалификации в дальнейшем следует разработать требования к водителям высокоавтоматизированных транспортных средств - профессиональные стандарты и соответствующие образовательные программы.

Одним из важнейших условий успешной автоматизации автомобильного транспорта предусматривается наличие квалифицированного обслуживающего персонала, что потребует обеспечить подготовку кадров и объединить для этого усилия специалистов автомобильной промышленности и дорожной отрасли.

Развитие системы высокоавтоматизированного транспорта потребует появления ряда новых специальностей в сфере производства и эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств, в числе которых выделяются:

специалист транспортных ИТ-систем;

специалист по проектированию и производству высокоавтоматизированных транспортных средств;

технолог по сборке и производству высокоавтоматизированных транспортных средств;

оператор специального оборудования высокоавтоматизированных транспортных средств (лидары, радары);

сборщик узлов высокоавтоматизированных транспортных средств по различным направлениям;

испытатель высокоавтоматизированных транспортных средств на виртуальных полигонах;

специалист в сфере грузоперевозок при движении в автоматизированной колонне;

разработчик навигационных систем для высокоавтоматизированных транспортных средств;

специалист по проектированию и строительству уличной дорожной сети, рассчитанной на использование высокоавтоматизированных транспортных средств;

специалист по обслуживанию и наладке интеллектуальной инфраструктуры для безопасного движения высокоавтоматизированных транспортных средств;

сценарист дорожных сцен (разработчик алгоритмов реагирования высокоавтоматизированных транспортных средств на различные дорожно-транспортные ситуации);

специалист по анализу данных, генерируемых дорожно-транспортной инфраструктурой и высокоавтоматизированными транспортными средствами;

специалист по обеспечению защиты информации высокоавтоматизированных транспортных средств.

Для организации обучения по новым специальностям потребуется разработка профессиональных стандартов и соответствующих образовательных программ, а также программ повышения квалификации педагогического состава, который будет проводить обучение персонала по указанным инновационным специальностям.

Целесообразно создание специализированной образовательной инфраструктуры для обучения, которая может создаваться на принципах государственно-частного партнерства в сотрудничестве с ведущими профильными университетами и учебными центрами.