III. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

III. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом

Реализация Программы предполагает поэтапное создание и развитие системы управления безопасностью полетов, обеспечивающей постоянное снижение аварийности и минимизацию ущерба от авиационных происшествий до уровня, достигнутого в передовых авиационных державах.

Для ее создания и успешного функционирования должны быть решены следующие основные задачи:

разработка методологии и механизмов функционирования системы управления безопасностью полетов, создание и развитие ее организационно-технической структуры, включающей элементы и структуры непрерывного мониторинга авиационной системы, расследования авиационных происшествий, анализа и прогноза развития обстановки, а также разработки вариантов решения проблемных ситуаций в области безопасности полетов;

создание интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы и инфраструктуры единого информационного пространства в области безопасности полетов воздушных судов государственной авиации;

материально-техническое оснащение авиационных структур государственной авиации и их органов управления в целях повышения эффективности деятельности в области безопасности полетов;

создание научно-методических основ и определение приоритетных направлений развития методологической базы снижения рисков авиационных происшествий и повышения защищенности критически важных элементов авиационных систем государственной авиации от влияния опасных факторов;

разработка мероприятий по созданию и внедрению технических средств и технологий, обеспечивающих безопасность полетов воздушных судов государственной авиации.

В деятельности по предотвращению авиационных происшествий существенное значение имеют системность мероприятий, их нормативно-правовое, материально-техническое, информационно-аналитическое и технологическое обеспечение, научное обеспечение изучения сложных проблем высокой аварийности (таких, например, как проблемы проявления человеческого фактора во всех элементах авиационной системы, проблемы оценки и определения уровня допустимого риска ее функционирования и т.д.). Реализация цели создания системы управления безопасностью полетов, учитывающей весь круг указанных проблем, эффективно достигается только при применении программно-целевого подхода.

Анализ решения проблем безопасности полетов в нашей стране и за рубежом показывает, что существенное снижение уровня аварийности достигается в период проведения государством широкомасштабных мероприятий, обеспеченных как ресурсами, так и организационно.

В частности, в 70-е годы прошлого столетия в авиации Вооруженных Сил СССР во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 октября 1965 г. N 836-298 в государственных масштабах была проведена следующая работа по созданию и совершенствованию многоуровневой системы обеспечения безопасности полетов в военной авиации:

созданы службы безопасности полетов во всех видах Вооруженных Сил СССР, где есть авиация;

созданы службы безопасности полетов в соединениях и объединениях Военно-воздушных сил;

разработаны и внедрены в массовом порядке средства объективного контроля;

заложены научные основы проведения расследований авиационных происшествий и инцидентов.

В результате принятых мер удалось сначала остановить опасную тенденцию роста аварийности, а затем и снизить ее уровень более чем в 2 раза.

В военной авиации США с 60-х годов реализованы 3 государственных программы по снижению аварийности, а с 2003 года развернута комплексная программа "Обеспечение безопасности в XXI веке". Во всех случаях мотивацией для разработки и реализации очередной программы являлось прекращение снижения показателей аварийности. В результате такой политики проведения программных мероприятий, включающих материально-техническое и научно-методическое оснащение всей системы обеспечения безопасности, уровень аварийности непрерывно снижался.

Таким образом, в результате выполнения программных мероприятий, реализованных в СССР и США в 60 - 70-е годы, показатели аварийности в военной авиации обоих государств снизились вдвое. Однако отсутствие в дальнейшем в нашей стране программных подходов к решению проблемы привело к тому, что достигнутый уровень безопасности полетов до настоящего времени остался неизменным, свидетельствуя о кризисе и стагнации системы.

Результаты анализа динамики изменения уровня аварийности в отечественной военной авиации и в авиации ведущих авиационных держав позволяют сделать следующие выводы:

существенное снижение уровня аварийности достигается в период проведения государством широкомасштабных мероприятий, обеспеченных как ресурсами, так и организационно;

в периоды, когда такие мероприятия не проводились, то есть государственное регулирование и поддержка не осуществлялись в полной мере, появлялись тенденции к повышению уровня аварийности или к стабилизации его на ранее достигнутом уровне;

государственное регулирование и поддержка являются основным фактором, определяющим уровень безопасности полетов.

Таким образом, эффективное решение проблемы обеспечения безопасности полетов требует инновационных подходов и должно осуществляться путем преобразования существующей системы безопасности полетов в систему управления безопасностью полетов. Характер проблемы требует долговременной стратегии и организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации материальных, интеллектуальных и научно-производственных ресурсов, обеспечиваемых применением программно-целевого метода.