7. Донастройка регулирования финансовых организаций

7. Донастройка регулирования финансовых организаций

В ходе реализации настоящей Стратегии регулирование российского финансового рынка и его основных сегментов будет развиваться в комбинации лучших международных подходов и пруденциальных требований, учитывающих конкретные российские реалии и отвечающих интересам российской экономики. При этом целевая конфигурация регулирования должна последовательно обеспечивать условия для быстрого доведения современных финансовых продуктов и инноваций до промышленной эксплуатации на российском финансовом рынке, их тиражирования и развития на основе конкуренции и лучших практик. Для этого необходимо не только сокращение сроков формирования правовых основ для появления новых бизнес-моделей и новых продуктов, но и создание таких форм регулирования, в основу которых заложена способность адаптации к быстро меняющимся реалиям. При этом будут созданы необходимые условия для применения экспериментальных правовых режимов для пилотирования инновационных проектов и сервисов, что позволит ускорить их внедрение при ограничении уровня рисков всех вовлеченных сторон.

На российском рынке будут расширяться возможности для участников финансового рынка по совмещению регулируемых и нерегулируемых видов деятельности на финансовом рынке, включая оптимизацию соответствующих лицензионных процедур, в том числе временный ограниченный упрощенный доступ для финтех-компаний. Это позволит действующим и потенциальным участникам принимать решения о формате их работы на финансовом рынке без необходимости нести излишние регулятивные издержки, учитывая, что основные регуляторные требования будут предъявляться не к юридическому лицу, а к осуществляемой им деятельности. В рамках этой работы также планируется устранить необоснованные барьеры для совмещения финансовой и нефинансовой деятельности, взаимного проникновения финансовых и нефинансовых сервисов для оказания комплементарных видов услуг клиентам. Кроме того, планируется развитие пропорционального и риск-ориентированного подхода при оценке и согласовании должностных лиц финансовых организаций, что будет способствовать снижению издержек участников финансового рынка.

При этом государство будет стремиться устранять секторальный и межпродуктовый регулятивный арбитраж. В целях перераспределения потоков капитала в приоритетные для всего общества проекты и отрасли государство оставляет за собой право создания специальных стимулов.

Сохраняя как основной подход регулирование по правилам, предполагается расширить там, где это возможно, использование мягкого регулирования как регулирования по принципам в форме рекомендаций, кодексов, стандартов саморегулируемых организаций, в том числе при внедрении этических принципов поведения финансовых посредников.

Необходимо продолжать расширение субъектного состава участников российского финансового рынка за счет лизинговых компаний, а также рассмотреть вопрос целесообразности расширения регулируемого субъектного состава участников российского финансового рынка в отношении факторинговых компаний.

В основном указанные направления развития регулирования имеют кросс-секторальный характер и затронут деятельность большинства финансовых организаций - как кредитных, так и некредитных. При этом развитие банковского сектора и некредитных финансовых организаций будет осуществляться в условиях уже используемых Банком России пропорционального и риск-ориентированного подходов к регулированию и надзору, которые будут своевременно адаптироваться с учетом структурной модернизации российской экономики, трендов цифровизации, экосистемной трансформации и повестки устойчивого развития. Для развития пропорционального регулирования планируются дальнейшие шаги по совершенствованию регулирования небольших банков с учетом оценки эффективности сложившихся бизнес-моделей. В случае проявленного интереса к кооперации со стороны участников рынка может быть рассмотрен вопрос о создании новой бизнес-модели - специальных банковских объединений небольших и более крупных банков, в основе которых будут партнерские отношения.

При этом Банк России будет ориентироваться на достижение баланса между обеспечением участия финансового сектора структурной модернизации российской экономики и сохранением его устойчивости.

Кроме того, для снижения регуляторной нагрузки, особенно в сфере трансграничных расчетов, будет проведена оптимизация требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при сохранении должного уровня контроля. Планируется также уточнение конфигурации валютного регулирования и ограничений на движение капитала исходя из дифференциации подходов в зависимости от резидентства и валют.

Учитывая, что с развитием цифровых технологий и дистанционных форматов обслуживания взаимоотношения на финансовом рынке приобретают все более трансграничный характер и происходит конвергенция страновых рынков, Банк России во взаимодействии с регуляторами других государств будет проводить работу по определению подходов и внедрению регулирования экстерриториальных явлений на финансовом рынке.