IV. Ожидаемые результаты реализации Стратегии, ключевые характеристики финансовой грамотности и финансовой культуры

IV. Ожидаемые результаты реализации Стратегии, ключевые
характеристики финансовой грамотности и финансовой культуры

Основным результатом реализации Стратегии является повышение уровня финансовой грамотности и финансовой культуры, отраженное в следующих характеристиках:

в сфере личных финансов:

планирование финансов, ведение учета личных доходов и расходов, умение ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные финансовые цели и выстраивать траекторию достижения этих целей;

установка на рациональное и ответственное потребление во всех сферах жизнедеятельности, умение отказаться от спонтанных трат;

осознанный выбор финансовой организации и умение проверить ее надежность, умение выбрать финансовые продукты, соответствующие жизненной ситуации и целям гражданина;

умение пользоваться платежными инструментами;

ответственное заимствование, умение оценить свои финансовые возможности при принятии решения о получении кредита (займа), дисциплинированное обслуживание кредитов (займов), понимание кредитной истории, индивидуального кредитного рейтинга, условий личного банкротства и его последствий;

наличие установки на формирование сбережений для различных жизненных ситуаций (крупные покупки, непредвиденные трудности, будущая пенсия и др.) и умение реализовать эту установку, формирование и поддержание резервного фонда ("финансовой подушки безопасности") на 3 - 6 месяцев;

понимание сущности инвестирования и адекватное представление об уровне принимаемых рыночных, кредитных, операционных, инфраструктурных, других внешних и внутренних рисков, умение выбирать подходящие инвестиционные продукты с учетом приемлемого уровня риска, установка на диверсификацию и долгосрочность вложений;

умение управлять личными рисками, в том числе путем страхования, осознанный выбор подходящих страховых продуктов;

планирование и регулярное формирование дополнительных накоплений к будущей пенсии;

умение защищать свои права потребителя с помощью правовых инструментов, в том числе в цифровой среде;

понимание сути инфляции, информированность о целевом показателе инфляции и его учет при формировании инфляционных ожиданий, потребительских и сберегательных стратегий;

готовность к приобретению знаний о новых финансовых технологиях и финансовых инструментах (цифровой рубль, партнерское финансирование, цифровые финансовые активы, утилитарные цифровые права, криптоактивы, инвестиционные платформы, финансовые платформы, использование искусственного интеллекта в финансовой сфере и др.) и осознанный подход к их использованию в своей практике;

в сфере общественных финансов:

понимание смысла уплаты налогов как источника доходов государства, благодаря которому оно предоставляет гражданам необходимые им блага;

установка на официальное трудоустройство, понимание взаимосвязи официальной заработной платы и уровня пенсионного обеспечения в будущем;

установка на соблюдение положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ориентация на работу с официальной зарплатой, регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя или плательщика налога на профессиональный доход;

выбор подходящего налогового режима для бизнеса, использование полагающихся налоговых льгот;

знания о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, о структуре их доходов и направлениях расходов;

установка на участие в проектах инициативного бюджетирования, иных практиках, а также использование других существующих инструментов участия граждан в бюджетном процессе;

использование полагающихся по закону государственных и муниципальных услуг и льгот, социальных выплат;

в сфере финансовой безопасности, в том числе финансовой кибербезопасности:

понимание требований финансовой безопасности как личной ответственности потребителя, соблюдение правил финансовой безопасности при управлении личными финансами;

знание и умение безопасно пользоваться цифровыми финансовыми технологиями;

умение распознавать нелегальных участников финансового рынка и "финансовые пирамиды", распознавать и противостоять угрозе мошенничества, в том числе связанного с использованием социальной инженерии;

умение осмотрительно относиться к размещению в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" личных данных, в том числе финансовых, сокращать свой "цифровой след";

установка на взаимодействие с финансовыми организациями и правоохранительными органами в случае обнаружения мошеннических действий.

При этом работа в рамках реализации Стратегии должна учитывать характеристики финансовой грамотности и финансовой культуры на отдельных стадиях жизненного цикла гражданина, быть сконцентрированной на актуальных вопросах для детей и подростков, молодых граждан, взрослых экономически активных граждан и граждан старшего возраста;

в отношении детей и подростков - освоение базовых основ финансовой грамотности и финансовой культуры через образование, воспитание и опыт:

базовое понимание того, что такое деньги, как их можно заработать и как их правильно тратить, как планировать личный бюджет, ставить и достигать финансовые цели;

получение первого опыта откладывания денег на самостоятельные покупки;

получение базовых представлений об основах безопасного пользования цифровыми финансовыми технологиями;

обучение базовым навыкам математических расчетов и критического мышления, необходимых для действий в финансовой сфере;

получение базовых представлений о том, как устроен финансовый рынок, какие на нем существуют организации и финансовые продукты, получение первого опыта использования доступных финансовых продуктов;

получение базовых представлений о том, как устроены бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, получение первого опыта работы с информацией в формате "Бюджет для граждан";

выработка установки на участие в практиках школьного инициативного бюджетирования, иных практиках;

получение базовых представлений о том, какие риски существуют в сфере финансов и как с ними справляться;

в отношении молодых граждан - владение навыками и установками для удовлетворения текущих потребностей и формирование основы для удовлетворения будущих потребностей:

умение рационально распоряжаться деньгами, освоение навыков финансового планирования;

умение выбирать и использовать подходящие кредитные продукты, в том числе ипотеку (с учетом недостаточности собственных доходов на покрытие всех потребностей на этой стадии жизненного цикла);

осознание необходимости начинать формировать сбережения и инвестировать свободные средства как можно раньше, в том числе для формирования стабильных доходов в будущем;

выработка установки на добросовестное отношение к налогам;

осознание того, что участие в практиках инициативного бюджетирования, иных практиках является инструментом формирования комфортной среды, а также фактором развития территории;

в отношении взрослых экономически активных граждан - обеспечение финансовой устойчивости и благополучия на протяжении всего жизненного цикла:

умение ставить и достигать долгосрочные финансовые цели;

умение жить по средствам и не допускать дефицита личного бюджета;

рациональное использование кредитных продуктов;

инвестирование существенной части свободных денежных средств, формирование пенсионных накоплений;

понимание разнообразных финансовых рисков и обеспечение защиты от них;

участие в публичных слушаниях и (или) общественных обсуждениях проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и годовых отчетов об их исполнении, создание благоприятных условий жизни посредством участия в практиках инициативного бюджетирования, иных практиках;

забота о финансовом благополучии близких;

в отношении граждан старшего возраста - обеспечение комфортного уровня жизни, защита от рисков и мошенничества:

умение рационально использовать имеющиеся накопления;

умение отказываться от чрезмерно рискованных инвестиционных и кредитных продуктов;

готовность получать новые знания и навыки управления личными финансами, в том числе с применением цифровых финансовых технологий;

знание и использование налоговых льгот, социальных выплат, государственных и муниципальных услуг, полагающихся гражданам старшего возраста;

участие в бюджетном процессе, в том числе посредством практик инициативного бюджетирования, иных практик, в том числе в целях решения актуальных проблем граждан и создания благоприятных условий жизни для следующих поколений;

умение распознавать и противостоять мошенничеству, установка на необходимость советоваться с родственниками или другими людьми, заслуживающими доверия, в вызывающих опасения ситуациях.