II. Состояние системы подготовки спортивного резерва

II. Состояние системы подготовки спортивного резерва

В СССР спортивные школы создавались и действовали в системе профсоюзов, ведомств и добровольных спортивных обществ, которые в полном объеме осуществляли материально-техническое обеспечение спортсменов и их участие в тренировочных сборах и спортивных соревнованиях.

В 90-х годах XX века были утрачены действовавшие ранее рычаги государственного управления подготовкой спортивного резерва. Территориально-ведомственная организация подготовки спортивного резерва, обеспечивающая как массовость, так и высокий уровень качества подготовки, уступила место территориальной организации.

Спортивные федерации не могли в полной мере влиять на процессы подготовки спортивного резерва на региональном уровне, а полномочия муниципалитетов и субъектов Российской Федерации по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд были закреплены законодательством Российской Федерации только в 2015 году.

Сложилась практика, при которой в подготовке спортивного резерва принимало участие множество физкультурно-спортивных организаций с различными целями и задачами, ведомственной подчиненностью и источниками финансирования, подходами к оценке эффективности их деятельности, так как эта деятельность регулировалась разным законодательством. Отсутствие четко обозначенной роли и места каждой физкультурно-спортивной организации привело к дублированию функций, неэффективному использованию имеющихся ресурсов, не позволяло выстроить единые, прозрачные механизмы управления системой подготовки спортивного резерва в Российской Федерации.

В связи с этим назрела необходимость модернизации системы подготовки спортивного резерва, направленной на оптимизацию и систематизацию указанных организаций в части их наименований, статуса и видов деятельности. В рамках проводимой модернизации часть организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, ориентированных на подготовку спортивного резерва и имеющих высококвалифицированный тренерский состав, была переведена в организации, осуществляющие спортивную подготовку, - спортивные школы и спортивные школы олимпийского резерва.

Активная фаза формирования отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, пришлась на 2016 - 2017 годы.

На основании информации, представленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, в 2018 году 2672 физкультурно-спортивные организации перешли на программы спортивной подготовки, что составляет 84,6 процента численности физкультурно-спортивных организаций ведомственной принадлежности в сфере физической культуры и спорта. Деятельность данных организаций станет основой для реализации положений Концепции.

Общая численность лиц, занимающихся в системе подготовки спортивного резерва, составляет 3385855 человек, из них 3290626 человек являются спортсменами и 95229 человек - тренерами.

Численность лиц, занимающихся на этапах спортивной подготовки, составляет 758862 спортсмена на спортивно-оздоровительном этапе, 1504616 спортсменов - на этапе начальной подготовки, 953873 спортсмена - на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), 55258 спортсменов - на этапе совершенствования спортивного мастерства и 18017 спортсменов - на этапе высшего спортивного мастерства.

Из представленных данных следует, что с этапа начальной подготовки на тренировочный этап переходит 63,4 процента спортсменов, а с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства - только 5,8 процента спортсменов.

В целях совершенствования системы отбора и перевода спортсмена с этапа на этап, исключения случаев применения неадекватных возрасту спортсмена тренировочных и соревновательных нагрузок требуются актуализация содержания федеральных стандартов спортивной подготовки, а также разработка единых методических подходов к осуществлению тренировочного процесса, соответствующее медико-биологическое и научно-методическое сопровождение, обеспечивающее снижение уровня травматизма и смертности, продление спортивного долголетия, сохранение здоровья и уменьшение риска развития хронических заболеваний.

Принятие в субъектах Российской Федерации, осуществляющих подготовку спортивного резерва, дорожных карт, направленных на доведение уровня финансирования услуг по спортивной подготовке по базовым видам спорта до уровня, предусмотренного федеральными стандартами спортивной подготовки, позволило в 2017 году увеличить (по сравнению с предыдущим годом) объемы финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, на 13,5 млрд. рублей (со 132,1 млрд. рублей до 145,6 млрд. рублей) за счет средств бюджетов всех уровней и средств внебюджетных источников (в том числе на заработную плату - на 8 млрд. рублей, спортивную подготовку - на 1 млрд. рублей).

Также были введены отраслевые корректирующие коэффициенты, направленные на сокращение в первую очередь региональных и муниципальных расходов на спортивную подготовку на этапе начальной подготовки в 4 раза, а на тренировочном этапе - в 2 раза. Данная мера позволяет субъектам Российской Федерации набирать дополнительные группы или увеличивать финансирование уже существующих групп.

Развивается система проведения спортивных мероприятий, которые являются эффективным механизмом отбора спортивно одаренных детей. При этом субъекты Российской Федерации имеют недостаточное ресурсное и финансовое обеспечение, что негативно отражается на эффективности деятельности субъектов Российской Федерации по подготовке спортивного резерва.

Ключевым вопросом для успешной реализации Концепции является кадровое обеспечение отрасли. В целом по Российской Федерации в 2017 году число тренеров с высшим профессиональным образованием в области физической культуры и спорта составило 71,6 процента штатной численности тренеров, число тренеров, имеющих среднее профессиональное образование, - немногим больше 10 процентов, а 18,3 процента штатных тренеров не имеют профессионального физкультурного образования. При этом наблюдается тенденция к увеличению количества тренеров, имеющих профильное высшее образование, благодаря внедрению отраслевых профессиональных стандартов.

Повышение требований к качеству подготовки спортивного резерва диктует необходимость изменения процесса подготовки специалистов отрасли, формирования новой генерации тренеров, обладающих знаниями особенностей взросления детского организма, соответствующих нагрузок с учетом сенситивных периодов без форсированной подготовки.

Кроме того, необходимо совершенствовать систему дополнительного профессионального образования тренерских кадров с ориентацией на совершенствование их прикладных профессиональных компетенций.

Важным механизмом мотивации специалистов и роста профессионального мастерства тренерских кадров является совершенствование системы оплаты труда на основе единых подходов с учетом необходимости стимулирования тренеров к переходу спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую спортивную подготовку. Требуют решения вопросы социальной защиты работников отрасли физической культуры и спорта.

В связи с усилением конкуренции в спорте необходимо постоянное совершенствование качества методического, научно-методического, медико-биологического обеспечения, развитие экспериментальной и инновационной деятельности в системе подготовки спортивного резерва.

Начало 2018 года стало периодом стабилизации в системе подготовки спортивного резерва, когда большинство субъектов Российской Федерации провели плановые мероприятия по формированию региональных систем подготовки спортивного резерва с учетом специфики региона, привели законодательство субъектов Российской Федерации в соответствие с законодательством Российской Федерации и теперь готовы к дальнейшему интенсивному развитию. Таким образом, можно говорить о сформированной спортивной отрасли как самостоятельной отрасли социальной сферы, имеющей сложившуюся структуру управления, нормативно-правовую базу, финансовое обеспечение по разделу "Физическая культура и спорт" классификации расходов бюджетов, а также отраслевую сеть организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Дальнейшее развитие отраслевой сети организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и единая система управления через созданный центр методического обеспечения спортивной подготовки в Федеральном центре подготовки спортивного резерва позволят обеспечить новое качество подготовки спортивного резерва с необходимым ресурсным обеспечением на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Вместе с тем на сегодняшний день остается нерешенной проблема недостаточного межведомственного и межуровневого взаимодействия при решении задач по подготовке спортивного резерва.

Таким образом, сложившаяся система подготовки спортивного резерва требует развития и совершенствования.