3. Развитие отдельных видов туризма
Рост сегментации туристских продуктов и популяризация самостоятельно организованного туризма способствуют усилению разнообразия видов туризма на территории Российской Федерации. Значительное развитие получают туристские продукты, основанные на сочетании нескольких видов туризма. Эти факторы определяют необходимость гибкого подхода к выделению видов туризма.
Выделение приоритетных видов туризма должно осуществляться для туристских территорий Российской Федерации индивидуально с учетом туристских ресурсов и особенностей социально-экономического развития.
Для целей Стратегии необходимо определение отдельных видов туризма, для развития которых требуется формирование специальных мер государственной поддержки, снятие административных и социально-экономических ограничений развития. К таким видам туризма относятся детский, культурно-познавательный, горнолыжный, круизный, экологический и деловой.
Детский туризм
С учетом высокой социальной значимости, существенного влияния на развитие российского общества необходима выработка специальных мер по поддержке детского туризма. Характер детского туризма обусловлен реализацией 3 базовых функций - развития личности (обучение, воспитание), отдыха и оздоровления. Социальный характер детского туризма заключается в оплате государством перечисленных услуг и стимулировании частоты поездок и увеличения доступности путешествия с семьей (родители берут детей с собой) или детей отдельно от родителей.
Среди основных мер развития детского туризма выделяется актуализация понятийно-терминологического аппарата в сфере детского туризма, законодательное закрепление основных понятий в сфере детского туризма, разработка и внедрение классификации видов детского туризма.
В целях устойчивого развития детского туризма будет реализован комплекс научно-исследовательских работ по детскому туризму (в частности, по определению предельно допустимых физических нагрузок на детей в походах в зависимости от их пола, возраста, подготовленности, вида туризма и характера местности).
Снятие излишних законодательных и нормативных ограничений и совершенствование законодательства Российской Федерации для развития детского туризма должны значительно ускорить развитие этого направления. Снятие излишних ограничений на транспортное обслуживание детского туризма, организацию проживания и питания детских групп, выстраивание взаимодействия между туроператорами, образовательными учреждениями и детьми расширят возможности по использованию существующей инфраструктуры для детского туризма.
Важными условиями развития детского туризма являются сохранение и формирование соответствующей инфраструктуры. Необходимо развивать системы классификации объектов инфраструктуры детского туризма, сети детских лагерей, центров детского туризма, повышать качество услуг детского туризма за счет развития инфраструктуры.
На повышение качества услуг также должны быть направлены развитие и совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для детского туризма, подготовка кадров для детских лагерей, анимационных специалистов для программ отелей и детских центров, специалистов по работе с детьми в музеях и парках, организации отдыха детей и подростков.
Развитие сети федеральных, региональных и муниципальных детских туристско-краеведческих объединений в профильных и комплексных учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных организациях будет способствовать повышению доступности детского туризма в регионах России. Интеграция детского туризма в учебные и иные виды деятельности и расширение использования детских туристских программ как формы внеурочных занятий в образовательных организациях обеспечат развитие детского туризма как элемента профориентации. Разработка экскурсионных программ, реализуемых на базе музеев, интегрированных с общеобразовательными программами, позволит существенно повысить качество образования.
Разработка и внедрение общих подходов к обеспечению безопасности, регламентации ответственности за жизнь и здоровье детей при проведении туристских мероприятий, в том числе в условиях природной среды, являются необходимым элементом обеспечения безопасности детей в туристской деятельности. Необходимо определить механизм передачи ответственности за жизнь и здоровье детей при реализации туристских услуг.
Разработка единого национального календаря мероприятий в сфере детского туризма, координация национального календаря с периодами проведения школьных каникул в субъектах Российской Федерации будут способствовать снижению сезонности в детском туризме.
Проработка мер по стимулированию внутреннего детского туризма в форме "туристского сертификата", дающего право на льготы детям на образовательные туры с посещением объектов показа или объектов общенационального значения, повысит доступность туризма для детей и будет способствовать патриотическому воспитанию молодого поколения.
Регулярное проведение системообразующих массовых туристско-краеведческих мероприятий (слетов, соревнований, экспедиций, лагерей, конференций и др.) различного масштаба (от муниципального до федерального уровня) обеспечит вовлечение большого количества детей без значительных затрат на транспортировку.
Разработка и реализация мер по расширению возможностей участия детей-инвалидов в туристских мероприятиях, проводимых в условиях природной среды, позволят вовлечь эту группу населения в туристскую деятельность.
Задачей развития детского туризма к 2035 году должно стать увеличение численности детей, отдохнувших в детских оздоровительных лагерях, до 10 млн. человек в год.
Культурно-познавательный туризм
Специальными инструментами развития культурно-познавательного туризма являются:
развитие деятельности объектов туристского показа, в том числе с применением современных технологий;
развитие программ повышения квалификации для работников объектов туристского показа, ориентированных на инновационные методы работы с посетителями, а также продвижение туристских услуг;
совершенствование образовательных стандартов и образовательных программ по подготовке экскурсоводов и гидов-переводчиков;
развитие национальных и региональных информационных ресурсов и цифровых сервисов для культурно-познавательного туризма, цифровых аудио- и видеогидов;
развитие системы продажи электронных билетов для посещения объектов показа культурно-познавательного туризма, в том числе единых билетов для посещения нескольких объектов, карт туриста городов и субъектов Российской Федерации;
разработка системы поддержки мастеров народных художественных промыслов, формирующих привлекательность туристских территорий;
совершенствование системы мер государственной поддержки по компенсации хозяйствующим субъектам части затрат, понесенных в связи с производством реставрационных работ на объектах культурного наследия на туристских территориях.
Горнолыжный туризм
С учетом специфики развития горнолыжного туризма предполагается разработка концепции развития горнолыжного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (далее - концепция развития горнолыжного туризма), в которой должны быть конкретизированы обозначенные в настоящем подразделе подходы.
При создании новых горнолыжных комплексов необходимо учитывать транспортную доступность туристских территорий, особенности и специфику их проектирования, в том числе эксплуатационные особенности, специфику климата (пространственно-временные закономерности снегонакопления), ландшафта (особенностей рельефа, в том числе высотность), туристскую привлекательность, модель развития, наличие опыта управленческих команд проекта.
В концепции развития горнолыжного туризма должно быть уделено особое внимание нормативно-правовому регулированию горнолыжного туризма, определению унифицированной методологии учета статистических данных деятельности горнолыжных комплексов, критериям предоставления государственной поддержки, а также иным вопросам, способствующим развитию отрасли горнолыжного туризма, в том числе:
внедрению методологии сбора унифицированной статистики горнолыжного туризма;
разработке классификации трасс и иных объектов горнолыжного туризма с учетом необходимого деления на уровни, начиная с национальных (федеральных) горнолыжных комплексов и заканчивая горнолыжными базами;
нормативно-правовому регулированию обеспечения безопасного катания и пропаганде безопасности "на склоне" и "вне трасс";
определению объемов рынка инфраструктурного оборудования, спортивного инвентаря и иных товаров отрасли горнолыжного туризма на территории Российской Федерации в целях оценки потенциала импортозамещения и информирования потенциальных российских производителей промышленного оборудования об объемах возможного долгосрочного спроса на соответствующие отечественные аналоги.
Задачами горнолыжного туризма к 2035 году (на период реализации концепции горнолыжного туризма) должны стать:
увеличение рынка горнолыжного туризма в 2 раза;
увеличение объема номерного фонда коллективных средств размещения на территории горнолыжных комплексов до 30 тыс. номеров;
рост количества граждан, вовлеченных в горнолыжный туризм и отдых, с 1,5 млн. человек до 2,5 млн. человек;
увеличение количества горнолыжных комплексов, сопоставимых с крупнейшим горнолыжным комплексом Российской Федерации по протяженности горнолыжных трасс, до 4.
Одним из направлений реализации концепции развития горнолыжного туризма должно стать создание условий для формирования объединения горнолыжных комплексов, которое обеспечит консолидацию отрасли, трансферт опыта и управленческих технологий, а также позволит на качественно новом уровне обеспечить мониторинг реализации концепции развития горнолыжного туризма.
Круизный туризм
С учетом высоких темпов роста круизного туризма в мире предполагается разработка концепции развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года (далее - концепция развития круизного туризма).
Наиболее перспективными направлениями развития круизного туризма в России будут комбинированные речные и морские круизы в Азово-Черноморском, Каспийском и Балтийском бассейнах, развитие экспедиционного туризма, прежде всего в Арктической зоне, а также развитие международных морских круизов в дальневосточных бассейнах. Значительным потенциалом для развития комбинированных туристских продуктов, включающих круизы, яхтенный туризм, пляжный отдых и пешеходные маршруты, обладает Республика Крым.
Наиболее приоритетным направлением представляется круизный туризм на Каспийском море. Каспийская акватория является одной из немногих в мире, где в настоящее время нет круизов, поэтому с учетом отсутствия конкуренции крупных мировых круизных компаний у российских ведущих круизных операторов есть шанс занять существенную долю рынка. С учетом особенностей профиля мирового потребителя круизного туристского продукта (возвращающиеся туристы, постоянный поиск новых круизных маршрутов) развитие круизов на Каспийском море является возможностью предложить на глобальном рынке уникальный тип круизного продукта - совмещенный морской круиз по Каспийскому морю и речной - по реке Волге. Развитие круизного туризма на Каспийском море позволит стимулировать рост круизов в низовьях реки Волги, обеспечив новые возможности для роста туристского потока в Прикаспийском регионе.
Вместе с тем объемные показатели круизного судоходства на внутренних водных путях России на протяжении последних лет имеют стабильно невысокие значения без существенной положительной динамики. По данным общероссийского отраслевого объединения работодателей "Российская палата судоходства", эксплуатируется менее 100 судов, средний возраст которых более 40 лет.
Одним из условий конкуренции на глобальном рынке круизов является именно качество флота и наличие привлекательного для потребителя туристского продукта.
Рентабельность деятельности судоходных компаний - туроператоров с 2008 по 2018 год уменьшилась с 9 процентов до 2,4 процента, что сокращает возможности спроса на реконструкцию и строительство новых судов.
Уровень текущего заказа не позволяет организовать серийное производство и снизить стоимость судов (в России в ближайшие годы планируется сдать 2 судна современного проекта PV300 и 2 судна проекта ПКС-180 с колесными движителями для использования на мелководье).
В связи с этим в концепции развития круизного туризма должно быть уделено особое внимание:
созданию условий для синхронизации интенсивного обновления флота и обновления инфраструктуры (порты, причальные стенки, дноуглубления, принимающие сервисы на земле);
развитию наземной инфраструктуры, необходимой для организации круизного туризма (в том числе автомобильной и железнодорожной инфраструктуры);
приоритетному решению вопросов развития туризма в акватории Каспийского моря (в том числе вопросов создания необходимой инфраструктуры), в Арктической зоне, а также международных морских круизов в дальневосточных бассейнах.
Задачами развития круизного туризма на период реализации концепции развития круизного туризма являются:
увеличение рынка круизного туризма в 2 раза к 2035 году;
создание условий для интенсивного обновления флота круизными операторами.
Экологический туризм
Благодаря природным условиям Россия рассматривается мировым сообществом как наиболее перспективная территория для развития экологического туризма. Всемирная туристская организация назвала экологический туризм в числе приоритетных направлений развития внутреннего и въездного туризма в России. При этом сохраняется нереализованный потенциал использования особо охраняемых природных территорий регионального значения для развития экологического туризма вследствие неразвитой туристской инфраструктуры.
С учетом специфики экологического туризма предполагается разработка отдельной концепции развития экологического туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (далее - концепция развития экологического туризма), в которой должны быть конкретизированы обозначенные в настоящем разделе подходы.
С учетом мировых трендов в концепции развития экологического туризма необходимо обосновать переход к модели экологического туризма как комплексному направлению, обеспечивающему взаимосвязь туризма, культуры и экологии, а также представляющему современный подход к организации экологического туризма на особо охраняемых природных территориях, прежде всего национальных парков, в целях обеспечения их устойчивого развития за счет создания условий для комплементарного взаимодействия инвестиционной, туристской (в том числе научно-познавательной и рекреационной) и социальной деятельности с учетом ландшафтной, природоохранной специфики и антропогенной нагрузки на территорию.
Для обеспечения развития экологического туризма в концепции развития экологического туризма необходимо уделить внимание вопросам:
совершенствования системы планирования, контроля и мониторинга деятельности в сфере экологического туризма на особо охраняемых природных территориях;
предельно допустимых нагрузок и минимизации негативного воздействия на природные экологические системы;
сертификации экологических троп и туристских маршрутов на особо охраняемых природных территориях и разработки правил, регулирующих поведение посетителей на особо охраняемых природных территориях, с целью обеспечения безопасности людей и предотвращения ущерба природным комплексам и объектам;
обустройства (в том числе информационного) экологических троп и туристских маршрутов, смотровых площадок, мест наблюдения за дикими животными;
создания условий для развития инфраструктуры для обеспечения сервисного обслуживания посетителей, в том числе путем привлечения инвесторов. Одним из перспективных механизмов развития инфраструктуры на территории национальных парков должен стать механизм государственно-частного партнерства, в связи с чем необходимо подготовить соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве и отраслевые законодательства.
Кроме того, в концепции развития экологического туризма планируется уделить внимание созданию условий для реализации моделей привлечения туристского потока на особо охраняемые природные территории, которые позволяют за счет получаемой прибыли компенсировать антропогенную нагрузку на территорию, а также развивать инфраструктуру, ограничивающую воздействие туристов на окружающую среду.
Задачами экологического туризма на период реализации концепции развития экологического туризма являются:
увеличение числа посетителей особо охраняемых природных территорий до 16 млн. человек к 2035 году;
реализация к 2035 году на территории не менее чем половины национальных парков модели экологического туризма с учетом разработанных совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации стандартов ведения туристской деятельности в границах особо охраняемых природных территорий;
реализация к 2035 году модели экологического туризма на территории не менее половины национальных парков.
Деловой туризм
Особое внимание необходимо уделить развитию внутреннего и въездного делового туризма. К этому виду туризма относятся конференции, форумы, конгрессы, ротируемые мероприятия зарубежных ассоциаций, деловые поездки, выставки, встречи разного уровня и другое. По данным Всемирной туристской организации, Россия занимает менее 1 процента мирового рынка делового туризма. В 2018 году Россия занимала 42-е место в рейтинге Всемирной ассоциации организаторов конгрессов.
В настоящее время в России 165 городов готовы проводить деловые мероприятия разного формата и уровня. Институтами развития делового туризма являются городские и региональные конгресс-бюро, которые занимаются развитием конгрессно-выставочной инфраструктуры, продвижением на зарубежных рынках, представлением территорий и привлечением в свои города международных ротируемых событий. В последние годы интерес к России возрос на фоне успешно прошедшего чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и предстоящего чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года. Ассоциации готовы рассматривать Российскую Федерацию как место для проведения своих деловых мероприятий.
Деловой туризм вносит ощутимый вклад в валовой внутренний продукт страны. По данным конгрессно-выставочного бюро г. Москвы, деловые туристы за сутки пребывания в России тратят около 23 тыс. рублей (включая расходы на проживание, перелет, личные нужды). В связи с этим необходима разработка концепции развития делового туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (далее - концепция развития делового туризма).
Целями концепции развития делового туризма являются:
увеличение в 2 раза количества туристов, приезжающих в Российскую Федерацию на деловые мероприятия;
увеличение привлеченных международных мероприятий и выход России в топ-20 мирового рейтинга конгрессных территорий.
Основными мерами по развитию делового туризма на период реализации концепции развития делового туризма предусматриваются:
комплекс мер по целевому продвижению делового туризма, в том числе создание условий для проведения деловых мероприятий на туристских территориях;
проработка мер и подходов по развитию конгрессно-выставочных пространств и конгрессно-гостиничных комплексов, повышению эффективности их работы;
сбор и анализ лучших мировых практик в сфере развития делового туризма;
развитие системы обучения персонала в сфере делового туризма;
целевая работа по развитию систем продвижения делового туризма России на внутреннем и международном туристских рынках, а также презентации соответствующего туристского продукта России на внутренних и международных тематических выставках, проведение роуд-шоу и ознакомительных туров, создание программ продвижения с участием ведущих деятелей культуры, спорта, бизнеса и науки;
целевая работа с научным сообществом, научными организациями и ассоциациями, формирующими около 30 процентов деловых мероприятий.