XI. Приоритетные направления экспорта российской продукции железнодорожного машиностроения

XI. Приоритетные направления экспорта российской продукции
железнодорожного машиностроения

Мировой рынок продукции железнодорожного машиностроения характеризуется:

высокой конкуренцией со стороны исторических лидеров (Alstom, Bombardier, Siemens) и новых игроков (China Railway Rolling Stock Corporation);

высокими техническими требованиями к продукции железнодорожного машиностроения, в том числе со стороны развивающихся стран;

необходимостью омологации платформ под каждый географический рынок и заказчика (оператора);

высокой степенью уникальности технических требований инфраструктуры, сигнализации, нормативной базы;

обязательными требованиями финансирования по низким ставкам;

широким распространением готовых проектов.

Мировые рынки сбыта продукции железнодорожного машиностроения с точки зрения поставки российской продукции разделены на перспективные, потенциально перспективные и неперспективные.

Классификация рынков сбыта продукции российского железнодорожного машиностроения была выполнена на основе следующих критериев:

технические факторы (необходимость сертификации, требования по локализации, технические параметры инфраструктуры и подвижного состава, общий уровень технического и технологического развития железнодорожной сети);

экономические факторы (общий объем рынка, внутренние финансовые ресурсы и размер ввозных пошлин);

наличие исторического опыта поставок российской продукции (советский или российский опыт поставок продукции или сервисных услуг);

уровень развития конкурентной среды (наличие собственных развитых производственных мощностей и производителей, активность основных мировых производителей);

политические факторы (отношение к Российской Федерации и российской продукции, уровень дипломатических отношений, в том числе наличие санкционной политики, стабильность политического курса).

Перспективными рынками сбыта являются страны Содружества Независимых Государств, Африка (в том числе Египет), Латинская Америка, Иран и Западная Европа (путевая техника, диагностическое оборудование).

Потенциально перспективными рынками сбыта являются Центральная и Восточная Европа, Южная Азия, Ближний Восток, кроме Ирана.

Неперспективными рынками сбыта являются Северная Америка, Западная Европа (по отдельным видам продукции) и Австралия.

Перспективные рынки сбыта российской продукции
железнодорожного машиностроения

На рынке стран Содружества Независимых Государств продукция российского железнодорожного машиностроения пользуются высоким спросом. Это связано с длительным историческим периодом совместного развития железнодорожной сети, наличием необходимой базы обслуживания и ремонта техники. Этот рынок является исторически российским рынком. В то же время мировые производители оказывают существенное конкурентное давление.

Африканский рынок является одним из перспективных рынков для российских производителей. Одним из ключевых достоинств является высокая потребность в новом подвижном составе при практически полном отсутствии конкуренции со стороны ведущих мировых производителей. Но в то же время отсутствует оплаченный спрос на продукцию.

Также особенностью африканского рынка является практически полное отсутствие необходимой производственной базы для локализации производства продукции железнодорожного машиностроения. С другой стороны, возникает возможность наладить сотрудничество между Российской Федерацией и странами Африки в виде создания промышленных комплексов в ряде стран и, как следствие, организации заказов на поставку российской продукции.

Рынки Латинской Америки характеризуются наличием нескольких видов колеи 1435, 1000 и 1067 миллиметров. В связи с этим необходима доработка продукции железнодорожного машиностроения для удовлетворения требований, предъявляемых покупателем.

В силу удаленности рынков от России транспортировка готовой продукции занимает большую долю в цене готовой продукции. Также для выхода на указанные рынки необходимо кредитование покупателя по сниженным ставкам.

Перспективными рынками сбыта можно считать Бразилию и Мексику.

В Казахстане преобладает высокий уровень конкурентной среды за счет наличия собственных производственных мощностей, а также со стороны игроков рынка стран Содружества Независимых Государств и китайских производителей.

Положительным аспектом для российского производителя служит исторический фактор развития железнодорожной системы с широкой колеей 1520 миллиметров, единая система технического регулирования, единые таможенные процедуры.

В силу недостаточного финансирования со стороны покупателя программ обновления подвижного состава ряд продукции российского железнодорожного машиностроения поставляется по низкой цене при высокой себестоимости.

В Азербайджане отсутствует местное производство продукции железнодорожного машиностроения, на фоне этого преобладает высокая конкуренция между поставщиками продукции из стран Содружества Независимых Государств. Из-за отсутствия достаточного финансирования продукция поставляется по низкой цене при высокой себестоимости.

В стране существует риск нестабильности политического курса, что не дает уверенности при заключении контрактов на поставку продукции.

Египет является привлекательным рынком для российских производителей. Однако в связи с неспокойной обстановкой в регионе и нестабильной политико-экономической ситуацией сохраняется неопределенность в востребованности российской продукции железнодорожного машиностроения и стабильности спроса в случае выхода российских компаний на этот рынок. Одним из условий выхода продукции российского производства на рынок Египта является локализация производства. Исключение составляют проекты с европейским финансированием.

В то же время зафиксированный упадок производственной базы потребует дополнительных инвестиций на создание новых производственных площадок.

На настоящий момент иранский рынок активно осваивается российскими предприятиями. Репутация Российской Федерации и российских предприятий помогла одержать верх в конкурентной борьбе с китайскими предприятиями. На фоне отсутствия инвестиций со стороны европейских стран Российская Федерация занимает доминирующие позиции на иранском рынке. Однако в 2017 году в стране ожидаются президентские выборы. В случае смены политического вектора страны и открытия финансирования российские предприятия могут столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны европейских предприятий.

В Тунисе отсутствует производственная база и требования по локализации производства продукции железнодорожного машиностроения, однако у российского железнодорожного машиностроения отсутствует продукт для выхода на этот рынок. Выход на рынок потребует экспортного финансирования для обеспечения конкурентной цены конечного продукта.

В Алжире имеется устойчивый спрос на российскую продукцию железнодорожного машиностроения. Алжирские компании охотно идут на контакт с российскими представителями. В 2011 - 2015 годах объем российского экспорта в эту страну превысил 8 млрд. долларов США. В стране сохраняется стабильная политическая обстановка. Наличие положительного опыта закупки российской продукции благотворно сказывается на перспективах экспорта в эту страну продукции железнодорожного машиностроения производства российских компаний.

Необходимость локализации производства продукции на территории Алжира облегчается наличием в стране развитой производственной базы, что отменяет необходимость постройки ряда производственных площадок.

В Гвинее отсутствие собственных производственных мощностей по производству продукции железнодорожного машиностроения создает высокий уровень конкурентной среды между внешними производителями. В силу этого государство выдвигает требования по локализации производства. Дополнительно факторами давления на конечную стоимость продукции является европейская колея 1435 миллиметров и сильная удаленность рынка сбыта от производственной базы Российской Федерации. У российских предприятий отсутствует опыт поставки продукции на этот рынок.

Аргентина является перспективной страной для экспорта российской продукции железнодорожного машиностроения. Высокотехнологичная продукция с высокой добавленной стоимостью может быть востребована на аргентинском рынке. Однако для поставок указанной продукции в эту страну решающее значение имеет механизм использования экспортного финансирования Российской Федерацией.

Важным условием для выхода на аргентинский рынок с продукцией железнодорожного машиностроения является наличие местного профильного партнера для продвижения продукции и (или) организации совместного производства. На первом этапе - сборочного производства, далее - с повышением локализации и передачей технологии.

В то же время для полноценной локализации производства потребуется восстановление необходимой производственной базы, на сегодняшний день находящейся в упадке.

Рынок Кубы также является одним из самых перспективных. На сегодняшний день российские компании имеют богатый опыт взаимодействия с кубинскими партнерами, уже сейчас отечественными производителями заключены контракты на поставку продукции железнодорожного машиностроения на указанный рынок. Особенностью кубинского рынка является отсутствие необходимой производственной базы для локализации производства на территории этой страны, что увеличивает расходы компаний на транспортировку продукции.

Потенциально перспективные рынки сбыта российской продукции
железнодорожного машиностроения

Несмотря на наличие у Российской Федерации необходимых компетенций и конкурентоспособной продукции железнодорожного машиностроения, рынок Восточной Европы является трудным для экспорта продукции наших компаний.

Во-первых, это связано с политическими затруднениями и распространением западных экономических санкций на российские компании, а также серьезными мерами по внутренней защите рынка.

Во-вторых, железнодорожным подвижным составом рынок Восточной Европы обеспечивают западноевропейские и китайские производители, способные составить российским компаниям очень высокую конкуренцию.

Наряду с этим в ряде стран действуют требования по локализации продукции железнодорожного машиностроения, что усложняет выход на эти рынки российского производителя на фоне низкого интереса к российской продукции в целом.

Рынок Боснии и Герцеговины характеризуется отсутствием необходимой производственной базы, что компенсируется отсутствием необходимости локализации производства и возможностью поставки продукции из Российской Федерации.

Дополнительный положительный фактор заключается в наличии у российских производителей готового подвижного состава для поставки на указанный рынок, что отменяет необходимость проведения модернизации, требующей значительных временных и финансовых затрат.

На сегодняшний день практически все перспективные для Российской Федерации рынки Ближнего Востока (Сирия, Ирак) находятся в состоянии войны.

Однако в случае урегулирования военных конфликтов и стабилизации политической обстановки в этих странах на фоне усиления позиций Российской Федерации в этом регионе отечественные компании будут иметь значительные преференции в организации поставок продукции железнодорожного машиностроения.

Внутренние финансовые ресурсы в странах отсутствуют, потребуется финансирование покупателя.

Интересен для экспорта Ирак, где преобладает стандартная колея 1435 миллиметров. Необходимая производственная база отсутствует, однако возможна прямая поставка продукции и комплектующих из Российской Федерации.

Регион Южной Азии характеризуется наличием разной колеи - 1435, 1000 и 1067 миллиметров. Для выхода на этот рынок необходимо разработать новый продукт для указанного стандарта. Сложность в освоении рынка заключается в отсутствии внутреннего финансирования, в ряде случаев необходимо предоставление экспортного кредита по низким ставкам для реализации продукции железнодорожного машиностроения. Также российским поставщикам интересны рынки Вьетнама и Таиланда.

Локализация производства не задекларирована, однако для ввоза продукции железнодорожного машиностроения применяются высокие ввозные пошлины. В ряде стран требуется инвестирование в локальное производство для обеспечения его развития.

Индия также является привлекательной для российских компаний, однако на этом рынке существует ряд особенностей, например использование нестандартной колеи 1676 миллиметров, что препятствует экспансии российских компаний.

Обязательным условием выхода предприятий на индийский рынок является локализация производства с инвестированием в его развитие, а также реализация продукции железнодорожного машиностроения по низким ценам. Отношение к российской технике негативное, необходимо наличие сертификата по требованию заказчика.

При этом несколько крупных иностранных производителей имеют в Индии свои производственные мощности, что ужесточает конкуренцию на этом рынке.

На рынке Пакистана также существует потребность в новом подвижном составе. Возможность локализации производства обеспечивается наличием необходимой производственной базы, развитие которой продолжается и в настоящее время. Однако при выходе на этот рынок российские компании могут столкнуться с конкуренцией со стороны иностранных производителей.

Неперспективные рынки сбыта российской продукции
железнодорожного машиностроения

Для выхода на рынок Северной Америки требуется сертификация продукции по требованиям стандартов Ассоциации американских железных дорог, стандартная железнодорожная колея 1435 миллиметров. Негативное отношение к российским производителям с точки зрения политических аспектов. Действует режим санкций между странами. Присутствуют внутренние финансовые ресурсы.

Соединенные Штаты Америки являются мировым лидером в тепловозостроении и отрасли грузового вагоностроения. Предъявляются высокие требования к качеству продукции, обязательна сертификация.

В Австралии отмечается наличие производственных мощностей по производству продукции железнодорожного машиностроения. Наряду с этим отсутствуют требования по локализации производства иностранных компаний, конкуренция на рынке находится на среднем уровне. Необходимо прохождение сертификации продукции по стандартам Ассоциации американских железных дорог. Присутствуют внутренние финансовые ресурсы, приобретение подвижного состава осуществляется без финансирования покупателя. Отличительной особенностью является преобладание колеи 1435 миллиметров и особых схем работы железных дорог с наличием сверхтяжеловесного движения, для обеспечения которого к грузовым вагонам предъявляются уникальные требования.

Рынок Западной Европы характеризуется высокой конкуренцией со стороны внутренних производителей железнодорожной техники, являющихся мировыми лидерами в области электровозостроения. Несмотря на низкие таможенные пошлины, внешние поставщики практически не представлены, применяется целый комплекс мер по защите внутреннего рынка. Обязательна сертификация соответствия нормам и требованиям стандартов Европейского Союза, а также сертификация по требованию заказчика. Преобладает стандартная колея 1435 миллиметров, что требует разработки специализированного продукта.

Преимуществом российских производителей при выходе на европейский рынок является наличие исторических контрактов по поставкам железнодорожной техники, благоприятной политической обстановки, развитие технического уровня продукции железнодорожного машиностроения.

Рынок Восточной Азии характеризуется многообразием стандартов колеи 1000, 1067 и 1435 миллиметров, что само по себе требует многообразия решений. На этом рынке присутствуют внутренние и европейские производители, крупнейшие в мире, однако отсутствуют регламентированные требования по локализации производства продукции железнодорожного машиностроения. В то же время действуют высокие ввозные пошлины на импортируемые товары. Также стоит отметить высокий ценовой демпинг со стороны местных производителей.

Рынок Китая, Японии и Кореи интересен производителям путевой техники и диагностической аппаратуры в силу уникальности производимой продукции.

В Китае располагается один из крупнейших производителей железнодорожной техники, который экспортирует продукцию железнодорожного машиностроения практически во все страны мира. Выход на этот рынок затруднителен в силу наличия собственных производственных мощностей и ряда финансовых проблем, связанных с неконкурентоспособностью российского предложения и широкого спектра мер финансовой государственной поддержки китайских производителей.

Однако рынок диагностической и путевой техники имеет перспективные ниши для российских производителей.

Для поставки отдельных групп товаров перспективными рынками являются:

для поставки локомотивов - Алжир, Аргентина, Африка, Балканы, Босния и Герцеговина, Европа, Египет, Индия, Ближний Восток, Иран, Куба, Пакистан, Тунис;

для поставки грузовых вагонов и вагонокомплектов - Казахстан, Азербайджан, Гвинея, Куба, Иран, Европа, Северная Африка, Южная Африка, Китай, Индия, Юго-Восточная Азия, Австралия, Северная Америка, Южная Америка;

для поставки пассажирских вагонов и моторовагонных подвижных составов - Страны Африки и Ближнего Востока, в том числе Египет, Иран, Сирия;

для поставки городского транспорта - Содружество Независимых Государств, Азия, Восточная Европа, страны Африки и Южная Америки;

для поставки путевой техники и диагностического оборудования - Китай, Индия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Иран, Страны Африки, Сербия, Хорватия, Черногория, Босния и Герцеговина, страны Западной Европы, страны Содружества Независимых Государств.

Для эффективного выхода российской продукции железнодорожного машиностроения на международные рынки целесообразно действовать по следующему алгоритму (в каждом конкретном случае алгоритм может быть скорректирован в зависимости от местных условий):

системная работа по созданию положительного имиджа российской продукции железнодорожного машиностроения;

мониторинг потребностей внешних рынков в продукции и услугах железнодорожного машиностроения;

определение барьеров выхода (административных, экономических и прочих) на целевой рынок;

разработка конкурентоспособного продукта производителями;

определение механизмов выхода на целевой рынок, в том числе финансовые и страховые механизмы, а также дипломатические методы;

совместная деятельность торговых представительств и производителей за рубежом по выработке программы по снятию барьеров выхода на целевой рынок и последующей ее реализации;

адаптация (при необходимости) и поставка продукции железнодорожного машиностроения на целевой рынок;

сервисное обслуживание в течение всего срока службы продукции железнодорожного машиностроения.

Для развития экспорта продукции железнодорожного машиностроения в Российской Федерации необходимо уделять внимание следующим направлениям деятельности:

реализация комплексных проектов с максимальной степенью готовности;

предоставление сервисных услуг по ремонту и модернизации подвижного состава.

Реализация комплексных проектов с максимальной степенью готовности включает в себя реализацию инфраструктурных проектов по строительству железнодорожной инфраструктуры российскими компаниями, которые привлекают российских производителей подвижного состава. В результате российские компании формируют спрос на продукцию железнодорожного машиностроения. Реализация комплексных проектов с максимальной степенью готовности является одним из основных трендов развития мирового машиностроения.

Поставки продукции железнодорожного машиностроения через предоставление сервисных услуг по ремонту и модернизации подвижного состава позволяют повышать имидж российских производителей и формируют стабильный спрос на российскую продукцию железнодорожного машиностроения.

Для исключения внутренней конкуренции на внешних рынках необходимо реализовать функцию единого центра экспортных поставок. Для успешного освоения внешних рынков необходимо выходить с консолидированной позицией по предложению продукции железнодорожного машиностроения для конкретного рынка.