4. Оценка конкурентоспособности отрасли в целом и по отдельным сегментам

4. Оценка конкурентоспособности отрасли
в целом и по отдельным сегментам

Конкурентоспособность отрасли характеризуется различными показателями, среди которых можно выделить высокую долю российской продукции на внутреннем рынке, отраслевую структуру, наличие высококонкурентоспособных предприятий-лидеров, систему научно-технического, производственного, материально-технического и коммерческого сотрудничества как внутри отрасли, так и с другими отраслями в стране и за ее пределами, производительность труда, внедрение инноваций и трансфер технологий, капиталоемкость и наукоемкость, технический уровень продукции, объем технических заделов для реализации научных проектно-конструкторских разработок, степень экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли.

Отраслевая структура

Отраслевая структура производства сельскохозяйственного машиностроения характеризуется наличием предприятий, производящих конечный продукт, а также предприятий, производящих компоненты и запасные части для конечных производителей. Большую часть отрасли (84 процента) составляют малые и средние предприятия (с численностью работников менее 500 человек). В целом отечественные производители производят сельскохозяйственную технику всех основных видов. На производстве каждого вида сельскохозяйственной техники сложилась специализация по производству определенной техники, востребованной прежде всего в условиях российского сельского хозяйства. Отраслевая структура также характеризуется наличием одного крупного отраслевого производителя, производящего различные виды техники, и наличием большого количества предприятий меньшего размера, специализирующихся на более узкой номенклатуре сельскохозяйственной техники.

Конкурентные преимущества продукции

Произведенная в России продукция сельскохозяйственного машиностроения, предназначенная для экспорта в зарубежные страны, обладает важными конкурентными преимуществами по сравнению с продукцией конкурентов. Это свидетельствует о высоком экспортном потенциале предприятий - большая часть экспортеров к 2025 году готова увеличить поставки продукции в 2 - 5 раз.

Российские модели зерно- и кормоуборочных комбайнов представлены основными классами комбайнов. Соотношение цены, производительности, объема зернового бункера, массы и мощности не уступает более дорогостоящим моделям мировых производителей.

В Российской Федерации производятся тракторы универсального типа, использующиеся во всех спектрах сельскохозяйственных работ. Такие характеристики продукции как тяга, топливная экономичность, низкое удельное давление на грунт и другие, остаются на уровне мировых аналогов или превосходят их. Российские модели тракторов производятся в наиболее востребованном мощностном диапазоне и соответствуют жестким экологическим требованиям. Тяговые параметры, трансмиссия и гидросистема соответствуют мировым отраслевым стандартам. При этом цена продукции и стоимость эксплуатации (технический осмотр, ремонт, топливо, амортизация) ниже, чем у аналогов мировых конкурентов.

Степень экспортной ориентации отрасли

Средняя доля экспорта как в стоимостном, так и в натуральном объеме производства в 2016 году незначительно превысила 10 процентов, а в среднем за 5 лет составила чуть больше 14 процентов.

Наиболее велика доля экспорта в производстве пресс-подборщиков. В 2016 году в стоимостном выражении она составила 31,5 процента. Вторая по размеру доля экспорта в производстве в стоимостном выражении наблюдается у зерноуборочных комбайнов (11,8 процента). Третье место принадлежит кормоуборочным самоходным комбайнам (10,8 процента).

По остальным видам сельскохозяйственной техники доля экспорта не превышает порога в 10 процентов.

Динамика экспорта по странам

В 2012 - 2016 годах сельскохозяйственная техника экспортировалась в 47 стран мира. При этом экспорт характеризуется низкой степенью географической диверсификации. Так, в страны Содружества Независимых Государств экспортируется 85 процентов сельскохозяйственной техники, причем около 70 процентов - в Казахстан, 9 процентов - в Белоруссию и около 5 процентов на Украину. Из стран дальнего и ближнего зарубежья наиболее активными импортерами являются Канада, Латвия и Болгария. Экспорт в эти страны составляет соответственно 2,3 процента, 6 процентов и 1,4 процента в среднем за 2012 - 2016 годы.