9. Экспорт органической продукции
Развитие экспорта является одной из ключевых задач агропромышленного комплекса. Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" перед Правительством Российской Федерации поставлена задача обеспечить реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров на уровне не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года. Доля экспорта органической продукции в общем объеме агроэкспорта в настоящее время чрезвычайно мала, но обладает значительными перспективами роста.
Потребление органической продукции в мире растет быстрее, чем увеличивается площадь земель, на которых применяется технология органического земледелия. Если в текущем десятилетии темпы роста потребления и увеличения площадей сохранятся на уровне предыдущего, то к 2030 году, по оценкам экспертов, дефицит земель, на которых применяется технология органического земледелия, может достичь порядка 14 млн. гектаров. Это почти 20 процентов текущей площади сертифицированных земель, на которых применяется технология органического земледелия (72 млн. гектаров).
Возможности развитых стран по производству органической продукции за счет собственных земельных ресурсов существенно ограничены. Соответственно, в качестве потенциальных поставщиков органической продукции для ключевых ее потребителей может рассматриваться любая страна, где будет подтверждено качество продукции и будут произведены нужные объемы, в том числе страны Восточной и Центральной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, а также Российская Федерация.
Более двух третьих импорта органической продукции перспективных рынков приходится на сырьевые позиции, при этом в большей степени обеспечивающие потребности органического животноводства (кормовые культуры). Наиболее перспективными рынками - крупнейшими потребителями органической продукции являются Соединенные Штаты Америки (соевые бобы, кукуруза - 6,5 млрд. долларов США), Французская Республика (соевый жмых, соевые бобы, рапс, пшеница, кукуруза - 6,3 млрд. долларов США), Китайская Народная Республика.
Российский экспорт органической продукции в Соединенные Штаты Америки представлен в основном двумя позициями - соевые бобы и желтый горох. В Соединенные Штаты Америки в 2022 году поставлено 27,9 тыс. тонн соевых бобов и 13 тыс. тонн желтого гороха (в 2017 году поставлялся мед, в 2018 году - семена льна). В 2022 году возобновились также поставки семян льна (на 0,2 млн. долларов США). На соевые бобы в 2018 - 2022 годах приходилось более 70 процентов экспорта в Соединенные Штаты Америки (38,2 млн. долларов США в 2020 году, 21 млн. долларов США в 2021 году и 29,2 млн. долларов США в 2022 году). В 2022 году экспорт органической продукции в Соединенные Штаты Америки в денежном выражении вырос до 36,2 млн. долларов США по сравнению с 28,9 млн. долларов США в 2021 году, в физическом выражении - снизился до 41 тыс. тонн с 45,9 тыс. тонн.
Учитывая, что в Российской Федерации отсутствуют межправительственные соглашения об эквивалентности требований к органической продукции (что требует дополнительной сертификации продукции на соответствие требованиям страны-импортера), объемы экспорта включают в себя продукцию, получившую иностранный сертификат соответствия от страны-импортера, но необязательно обладающую российским сертификатом соответствия.
В 2021 году Российская Федерация значительно снизила экспорт органической продукции в результате открытия в Российской Федерации предприятий по переработке органической продукции и ухудшения внешнеторгового климата для экспортеров из Российской Федерации (рост таможенных пошлин, дополнительные административные барьеры для экспорта российской органической продукции, не сертифицированной в Российской Федерации). Экспорт в Европейский союз в 2021 году в физическом выражении снизился в 2 раза (до 15,9 тыс. тонн), в Соединенные Штаты Америки - также почти в 2 раза (до 45,9 тыс. тонн с 85 тыс. тонн в 2020 году). При этом Соединенные Штаты Америки оставались ключевой страной - покупателем российской органической продукции. На их долю приходилось около 75 процентов российского экспорта органической продукции. Крупными покупателями также являлись Королевство Дания, Федеративная Республика Германия, Королевство Нидерландов, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Литовская Республика, Латвийская Республика, Венгрия, Королевство Бельгия, Эстонская Республика, Чешская Республика. В 2020 году в страны Европейского союза поставлено 32 тыс. тонн органической продукции (23,3 тыс. тонн в 2019 году), в том числе 13,5 тыс. тонн гороха (43 процента экспорта в страны Европейского союза), 9,2 тыс. тонн подсолнечника (30 процентов), 2,1 тыс. тонн рапса, 2 тыс. тонн чечевицы и 1,675 тыс. тонн пшеницы, 1,2 тыс. тонн льна, 0,6 тыс. тонн сафлора, 0,5 тыс. тонн нута и 0,3 тыс. тонн сои.
Около 99 процентов российского экспорта органической продукции составляет сырьевая продукция растениеводства, до 1 процента составляют пищевые лесные ресурсы и переработанная продукция. Основу отечественного экспорта составляет растениеводческое фуражное сырье для производства кормов для органических животных. Российская Федерация также экспортирует бобовые (горох, соя, нут, люпин, вика), масличные культуры (подсолнечник, рапс, лен, кунжут) и жмых. Продвигаются как уникальные товары различные пищевые лесные ресурсы (кедровый и грецкий орехи, клюква, черника, брусника, грибы). Спрос на сертифицированное органическое сырье намного превышает предложение. Обычные рыночные условия для производителей-экспортеров - премия 30 - 100 процентов к продукции традиционного сельского хозяйства.
Развитие экспортного потенциала может стать драйвером развития органического сельского хозяйства Российской Федерации наравне с внутренним рынком. За исключением таких продуктов, как бананы, кофе, оливковое масло (не культивируемые в Российской Федерации), свежие овощи и фрукты (ограниченные коротким сроком годности), в наиболее существенные экспортные статьи входят сырьевые категории растениеводческих и пищевых лесных ресурсов, активно возделываемых в Российской Федерации (соевые бобы, кукуруза, пшеница, подсолнечник, черника).
В числе перспективных направлений эксперты называют масличные и бобовые культуры (масличный лен, соевые бобы). Перспективными направлениями являются и технические культуры (лен на волокно, конопля, поставки которых из Российской Федерации пока не развиты). Потенциал имеется у ресурсоемких продуктов (замороженные овощи, ягоды, зерновые и масличные культуры, продукты их переработки).
Несмотря на единые требования к маркировке пищевой продукции, до сих пор отсутствуют единые требования Евразийского экономического союза к органической продукции.