XIII. О развитии конкуренции
Качество продукции транспортного машиностроения зависит от качества деталей и комплектующих отраслей-поставщиков, в частности, поставщиков электроники, электротехники, изделий прецизионной металлургии, металлургии сплавов и других направлений производства. Качественное развитие этих отраслей требует реализации масштабных и дорогостоящих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инициатором которых должно выступить государство.
Технологический рост в отраслях - производителях промежуточных изделий (электротехника, металлургия, дизелестроение) и промышленного оборудования окажет влияние на качество конечной продукции не только транспортного машиностроения, но и других отраслей экономики.
В рамках реализации настоящей Стратегии целесообразно реализовать следующие инновационные и инвестиционные проекты:
разработка и запуск производства локомотивов российского производства, безусловно обеспечивающих выполнение перспективных целевых показателей грузовой и пассажирской работы железнодорожного транспорта;
разработка и запуск производства современных одно- и двухэтажных пассажирских поездов российского производства, обеспечивающих повышение объемов и экономической эффективности массовых пассажирских перевозок в пригородном и дальнем сообщении;
разработка и запуск производства экономически эффективных и экологичных маневровых тепловозов, в том числе двухдизельных и с накопителями энергии;
разработка и запуск производства подвижного состава для высокоскоростных магистралей;
разработка и запуск производства инновационных тележек и инновационного автосцепного оборудования для грузовых вагонов с улучшенными характеристиками взамен морально устаревших, используемых при производстве грузовых вагонов;
разработка и запуск производства модельного ряда асинхронных тяговых приводов и систем управления ими для использования в транспортном машиностроении и смежных отраслях;
разработка и запуск производства современного пассажирского мотор-вагонного подвижного состава для скоростей 160 километров в час и 200 километров в час, а также мотор-вагонного подвижного состава с бесколлекторными тяговыми двигателями для работы на переменном, постоянном токе и двухсистемных;
разработка и запуск производства семейства одно- и двухсистемных электровозов с бесколлекторными тяговыми двигателями (двухсистемных грузовых электровозов, пассажирских электровозов постоянного тока, пассажирских электровозов переменного тока);
разработка и запуск производства семейства гибридных маневровых тепловозов с высокоэффективными накопителями энергии;
разработка и запуск производства тепловозных дизельных, газодизельных и газовых двигателей с улучшенными показателями экономичности и экологической безопасности;
разработка и запуск производства высокотехнологичной компонентной базы в транспортном машиностроении (силовой электроники для инверторной техники тягового подвижного состава, в том числе силовых полупроводниковых приборов на основе карбида кремния, кассетных подшипников, высокотемпературных кабелей и т.д.);
разработка и запуск производства высокотехнологичной компонентной базы для пассажирских вагонов локомотивной тяги;
разработка и запуск производства элементов интерьера для сидячих пассажирских вагонов, мотор-вагонного подвижного состава, дизель-поездов и прочих;
разработка и внедрение системы послепродажного обслуживания продукции транспортного машиностроения;
разработка и постановка на производство инновационных изотермических грузовых вагонов;
запуск в серийное производство подвижного состава с улучшенными техническими характеристиками в объеме, соответствующем спросу, а также обеспечение развития системы инфраструктуры для их эксплуатации, в том числе для осуществления погрузки и выгрузки;
разработка и постановка на производство локомотивов, использующих в качестве топлива сжиженный природный газ;
разработка и внедрение в производство низкопольных энергоэффективных трамваев различной вместимости;
разработка и постановка на производство криогенного оборудования для тягового подвижного состава;
разработка вагон-цистерны и контейнер-цистерны для транспортировки сжиженного природного газа;
разработка деталей, узлов и компонентов для двухсистемных электровозов;
разработка изотермического подвижного состава, в том числе рефрижераторных контейнеров;
разработка тягового двигателя для тепловозов;
разработка тягового преобразователя для локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава;
разработка асинхронного тягового привода;
разработка путевой техники для обслуживания инфраструктуры;
разработка воздухораспределителя;
разработка герметизированного межвагонного перехода;
разработка системы управления железнодорожным подвижным составом;
разработка грузового тепловоза с улучшенными технико-экономическими характеристиками, в том числе работающего на газомоторном топливе;
разработка железнодорожного подвижного состава для использования на высокоскоростных магистралях.
Российские организации в целях повышения конкурентоспособности продукции железнодорожного транспорта реализуют совместные проекты с ведущими зарубежными компаниями.
Достижение улучшенных технических характеристик является залогом повышения конкурентоспособности продукции железнодорожного машиностроения. Для развития спроса на железнодорожный подвижной состав необходимо проведение системного анализа потребности рынка в производстве продукции. Отсутствие такого исследования не позволит корректно прогнозировать спрос на продукцию транспортного машиностроения, планировать вложения в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выработать единое понятие инновационного подвижного состава.
Понятие инновационного подвижного состава требует гармонизации с существующими международными документами, определяющими инновационную продукцию как продукцию, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которой являются принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции.
С учетом того, что на сегодняшний день находящийся в серийном производстве железнодорожный подвижной состав российских и зарубежных производителей сопоставим по своим техническим характеристикам, а отдельные зарубежные организации уже готовы к его серийному производству, запуск в серийное производство российской продукции является одним из ключевых условий конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Препятствующим такому запуску фактором является морально и физически устаревшая инфраструктура, на которой осуществляется погрузка и выгрузка вагонов (недостаточная грузоподъемность и несоответствие размеров эстакад, вагоноопрокидывателей, подъемного и весового оборудования).
В условиях реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов необходимо провести анализ и подготовить предложения по созданию условий для расширения участия российских компаний в реализации инвестиционных проектов в области создания высокоскоростных магистралей, производства подвижного состава и оборудования железнодорожных путей инженерными средствами.
Основной среднесрочной задачей отрасли транспортного машиностроения в условиях недостатка инвестиций в развитие транспортной железнодорожной инфраструктуры и обновление парка подвижного состава и усиления межвидовой транспортной конкуренции являются создание и освоение производства российского подвижного состава, обеспечивающего высокую экономическую эффективность грузовых и пассажирских перевозок, и увеличение роли железнодорожного транспорта в условиях социально ориентированного и основополагающего характера железнодорожных перевозок в транспортном секторе страны.
В перспективе при реализации проектов строительства высокоскоростных магистралей потребуются создание и освоение серийного производства высокоскоростного подвижного состава.
Одним из перспективных направлений развития двигателестроения является разработка поршневых газовых и газотурбинных двигателей нового поколения для железнодорожного подвижного состава, использующего газомоторное топливо.
Серийное производство локомотивов, работающих на газомоторном топливе, позволит снизить стоимость эксплуатации локомотива ввиду более низкой стоимости топлива в энергетическом эквиваленте, улучшить экологическую ситуацию в городах с крупными сортировочными станциями и промышленными организациями с большим объемом железнодорожных перевозок и диверсифицировать экспортный потенциал страны путем увеличения потребления природного газа внутри страны.