5. Машиностроение и приборостроение

5. Машиностроение и приборостроение

На территории Центрального федерального округа представлены предприятия тяжелого, среднего и точного машиностроения. Завершается консолидация активов транспортного машиностроения и авиастроения. Высокими темпами развивается автомобилестроение в формате сборочных производств зарубежных компаний.

В сегментах приборостроения и радиоэлектронной промышленности более одной третьей предприятий остаются убыточными, в то же время этими предприятиями производится почти три четверти научно-технической продукции Российской Федерации.

Развитие машиностроительных отраслей будет опираться в первую очередь на потребности конечных потребителей их продукции и осуществляться на принципах высокотехнологичности и инновационности. Основными приоритетами на этом направлении являются:

модернизация производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала машиностроительного комплекса;

создание эффективных систем продаж и технического обслуживания, обеспечивающих рост доходов организаций машиностроительного комплекса;

преодоление технологического отставания российской машиностроительной отрасли и обеспечение ее эффективного участия в международной технологической интеграции.

Развитие отрасли тяжелого машиностроения предусматривается на базе уже существующих производственных мощностей путем их технологического обновления, совершенствования и расширения, а также обеспечения перспективных потребностей горно-металлургического комплекса, в том числе развития металлургического машиностроения, как базовой составляющей тяжелого машиностроения.

На территории Центрального федерального округа предусмотрено дальнейшее развитие производства следующих видов продукции машиностроения:

кузнечно-прессовое оборудование - в Воронежской, Московской, Рязанской и Тверской областях;

буровое оборудование - в Костромской области;

подъемно-транспортное оборудование - в Московской, Тульской, Тверской и Костромской областях;

металлургическое оборудование - в Воронежской и Московской областях;

горнорудное оборудование - в Белгородской и Тульской областях;

нефтехимическое оборудование - в Московской области;

крупногабаритное оборудование для атомной, энергетической, химической и нефтегазовой промышленности - в Тамбовской области;

производство грузовых магистральных тепловозов и судовых дизелей - в Брянской области;

производство и ремонт дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники - в Орловской, Брянской и Ярославской областях;

производство электронного и электротехнического оборудования для автомобильного транспорта - в Брянской и Тверской областях;

производство пассажирских железнодорожных вагонов - в Смоленской и Тверской областях.

Растущие объемы заказов на строительную технику со стороны строительных организаций и перспективы значительного расширения объемов автодорожного строительства являются важными факторами, способствующими расширению рынка продукции транспортного машиностроения.

За прошедшие годы российскими предприятиями был освоен выпуск практически всех необходимых для транспортных организаций видов продукции. Из новых разработок наилучшие перспективы на рынке имеет электровоз постоянного тока ЭП2К Коломенского завода и грузовой магистральный двухсекционный тепловоз 2ТЭ25А "Витязь" Брянского машиностроительного завода.

Базисом формирования кластера транспортного машиностроения, производства дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники станут заводы Брянской области. Значительные средства будут направляться в производство тепловозов, судовых дизелей, вагонов, автогрейдеров и комплектующих изделий к ним.

В Смоленской области налажено производство вагонов на Рославльском вагоноремонтном заводе.

В Тверской области на Тверском вагоностроительном заводе, производящем более 90 процентов пассажирских вагонов России, освоено производство купейных и плацкартных пассажирских вагонов, соответствующих мировым требованиям, и готовится совместно с немецкими партнерами производство двухэтажных вагонов, способных развивать скорость до 250 километров в час.

В силу высокой концентрации научно-технического потенциала получат более высокие темпы развития, чем в среднем по стране, наукоемкие производства на основе интеграции предприятий машиностроения. Эти процессы будут осуществляться с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Машиностроение нуждается в ускоренном трансфере технологий, который необходимо превратить в непрерывный процесс. Для содействия модернизации предприятий и приобретения высокотехнологичного оборудования будут развиваться механизмы государственной поддержки, в том числе путем субсидирования части процентной ставки по кредитам предприятий на обновление производственной базы.

Получили развитие процессы создания индустриальных парков, обеспеченных необходимой инфраструктурой, имеющих привлекательное географическое положение и удобных для размещения производственных предприятий, в том числе машиностроительного профиля.

Важную роль в развитии машиностроительной отрасли, особенно тяжелого машиностроения и авиастроения, играет увеличение государственного заказа, в том числе государственного оборонного заказа. В этой сфере предстоит реализовать направления по оптимизации ценовой политики и совершенствования схем расчетов с производителями, так как существующая практика приводит к тому, что государственные контракты зачастую оказываются для них убыточными.

Особую роль в развитии и модернизации машиностроения играет ликвидация проблемы дефицита квалифицированных кадров. Это целесообразно осуществлять за счет различных стипендиальных и грантовых программ, стимулирования создания крупными предприятиями центров подготовки и переподготовки кадров, а также за счет государственной поддержки подготовки кадров на предприятиях.

Развитие машиностроения предполагает реконструкцию и техническое перевооружение существующих машиностроительных предприятий, создание новых автосборочных производств, повышение локализации производимой автомобильной техники и создание новых производств автокомпонентов.

Развитие приборостроения предполагает реконструкцию и техническое перевооружение предприятий радиоэлектронной промышленности, предприятий приборостроения космической и авиационной промышленности, создание и развитие центра высоких технологий на базе инженерно-производственного комплекса с синхротроном "Зеленоград".

Для стимулирования научно-технической и инновационной деятельности при реализации инвестиционных проектов необходимо предусматривать нормы отчислений прибыли на развитие научно-технологической базы, а также нормы расходов прибыли на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Такие меры позволят стимулировать рост технологических инноваций и развитие производств, ориентированных на нематериальную форму трансфера технологий.

Ведущими направлениями развития машиностроения Центрального федерального округа являются:

двигателестроение - в Ярославской области;

тяжелое машиностроение - в Воронежской, Московской, Рязанской, Тамбовской, Тверской и Тульской областях;

транспортное машиностроение - в Брянской, Тверской, Ивановской и Калужской областях;

автомобилестроение - в г. Москве, Калужской, Брянской, Владимирской, Тамбовской, Ярославской и Смоленской областях;

авиастроение - в г. Москве, Московской, Воронежской, Калужской, Смоленской и Ярославской областях;

энергетическое машиностроение - в Калужской и Ярославской областях;

радиоэлектроника - в г. Москве, Московской, Воронежской и Рязанской областях;

медицинская промышленность - в г. Москве, Московской, Рязанской и Тульской областях.

В Белгородской области получит развитие производство элементов трубопроводов для энергетических объектов и нефтегазового комплекса, а также будет освоено уникальное в России производство железнодорожных подшипников.

Создание индустриального парка и строительство завода по сборке тракторов с навесным оборудованием в Суражском районе Брянской области даст импульс развитию сельскохозяйственного машиностроения в области.

В Воронежской области продолжится процесс консолидации и развития промышленных кластеров нефтегазохимического, сельскохозяйственного машиностроения и радиоэлектронной промышленности.

В Тамбовской области получит дальнейшее развитие комплекс производства машин и оборудования для сельского хозяйства, транспортной отрасли, атомной, энергетической, химической и нефтегазовой отраслей экономики.

Приоритетным направлением в отрасли машиностроения в Тульской области станет развитие производства транспортных средств, в том числе промышленного производства городских и пригородных автобусов и компонентов к ним, производства промышленной арматуры, оборудования для эксплуатации магистральных нефте- и газопроводов и энергетического оборудования. Наиболее значимыми видами конкурентоспособной продукции отрасли машиностроения являются оборудование для нефтегазового комплекса, машины и оборудование для сельского хозяйства, оборудование для горно-шахтной промышленности, машины и оборудование для железных дорог, грузоподъемные машины и механизмы, машины и оборудование для перерабатывающей промышленности, шлифовальный и режущий инструмент с покрытием из алмазного порошка, модульные здания из металлоконструкций. Первоочередные мероприятия по поддержке отрасли будут реализованы в целях развития территориально-промышленных комплексов на основе машиностроительных предприятий.

В машиностроении Смоленской области осуществляют свою деятельность предприятия транспортного и энергетического машиностроения, а также приборостроения и электротехники. Кроме того, в области планируется начать выпуск первых в мире гибридных тракторов.

Специальное и транспортное машиностроение является перспективным направлением межрегионального сотрудничества Ивановской области в области производства строительной и специальной техники.

Создание нескольких автосборочных предприятий и связанных с ними производств по выпуску автокомпонентов формируют автомобилестроительный кластер в Калужской области. Расширение выпуска продукции машиностроения Калужской области основано как на дальнейшем увеличении новых видов продукции (телевизоры, энергосберегающие светодиодные светильники, контрольные устройства и др.), так и на основе диверсификации действующих производств и расширения номенклатуры продукции (в сфере турбиностроения, транспортного машиностроения, в производстве металлических изделий и конструкций и др.).

В Костромской области получит дальнейшее развитие текстильное машиностроение.

В Курской области развитие машиностроительного комплекса связано прежде всего с расширением производства стартерных аккумуляторных батарей, развитием выпуска газовых электроагрегатов для предприятий нефтегазового комплекса, организацией выпуска импортозамещающей буровой техники и развитием транспортного машиностроения. Предполагается сформировать кластер производства автокомпонентов, запасных частей и техники для агропромышленного комплекса.

Дальнейшее развитие машиностроения Липецкой области связано с реализацией осуществляемого с иностранными партнерами проекта по развитию производства бытовой техники, а также крупнейшего в Европе центра логистики для складирования и дистрибуции бытовой техники.

Орловская область упрочит свои позиции в сегменте коммунального машиностроения за счет освоения новой дорожно-строительной техники (средних и тяжелых автогрейдеров, ковшовых и вилочных погрузчиков на самоходном шасси, блочного оборудования для нефтепромыслов и бензоколонок для автозаправочных станций, насосного оборудования различных модификаций, в том числе для атомных электростанций, холодильных и морозильных шкафов витринного типа).

Перспективы машиностроения Рязанской области связаны с освоением производства новых станков с числовым программным управлением и многофункциональных обрабатывающих центров с таким управлением отечественных и зарубежных производителей, освоением выпуска уникальных станков глубокого сверления и растачивания, созданием станков принципиально новых компоновок, обладающих технологическими возможностями, которые по своим техническим характеристикам не уступают зарубежным образцам.

Машиностроительный комплекс Тверской области освоит производство новых металлообрабатывающих станков с числовым программным управлением и обрабатывающих центров для машиностроительного комплекса России, новых образцов техники для пожаротушения, электрооборудования для предприятий автопрома, теплообменников для кондиционеров по заказам крупнейших мировых производителей самолетов, различных видов дорожной и прицепной техники сельскохозяйственного назначения. На территории области формируется кластер по производству железнодорожной техники.

Среди основных направлений развития машиностроения Тульской области выделяются перевод производств транспортного машиностроения из г. Москвы, реконструкция и модернизация существующих производств.

Приоритетными направлениями развития машиностроения Ярославской области являются развитие дизельного двигателестроения, создание новых коробок передач и тяжелых двигателей, развитие авиационного моторостроения, развитие и создание новых газотурбинных установок в г. Рыбинске, разработка и организация производства новых электродвигателей, создание новых оптических, электронных и радиоприборов. Значительный вклад в развитие Ярославской области внесут совместный российско-японский завод по производству строительной техники и другие совместные предприятия.

Производство когенерационных энергетических установок составляет ядро формирующегося кластера энергетического машиностроения Ярославской области. В связи с большим количеством предприятий, расположенных в Центральном федеральном округе, взаимодействующих с предприятиями ярославского кластера, существует возможность создания межрегионального кластера энергетического машиностроения.

В Ярославской области развиваются индустриальные парки, предназначенные для размещения производства автокомпонентов.

Для развития машиностроения необходимы федеральная поддержка процессов создания локальных промышленных зон и технопарков, совершенствование финансовых механизмов стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрение высокотехнологичных производственных процессов и технологий, а также развитие механизмов субсидирования производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

В результате развития машиностроительного комплекса будет увеличен вклад отрасли в развитие обрабатывающих отраслей промышленности, получат дополнительное развитие процессы диверсификации экономики округа, будут созданы условия для удовлетворения спроса конечных потребителей в новых высокопроизводительных машинах, орудиях и приборах.