I. Обоснование соответствия проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

I. Обоснование соответствия проблемы и целей Программы
приоритетным задачам социально-экономического развития
Российской Федерации

Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.

В Российской Федерации в 2006 году произошло около 218 тыс. пожаров, в результате которых пострадало 30444 человека (погибло 17065 человек, травмировано 13379 человек), материальный ущерб составил более 90 млрд. рублей.

Более 70 процентов пожаров происходит в жилом секторе. Огнем уничтожается около 1,2 млн. кв. метров жилья. Размеры уничтоженной огнем жилой площади составляют более 3 процентов от объемов вводимого жилья.

В 2006 году на пожарах спасено более 96 тыс. человек. При этом уровень риска пожаров в Российской Федерации выше, чем в других экономически развитых странах. Базовые параметры риска пожаров в 2006 году имели следующие значения:

частота пожаров - 1,48;

                                 -4
    индивидуальный риск - 2,07·10  ;

удельная величина ущерба - 412,8 тыс. рублей.

    Если   по  показателю  частоты  пожаров  Россия  незначительно
отстает  от промышленно развитых стран, то по остальным параметрам
отстает  в  3 - 5 раз.   Так,  показатель  индивидуального   риска
                           -5                  -5
составляет  в  США - 4,4·10  ,  Японии - 4,8·10  ,  Великобритании
                  -5
и Франции - 6,8·10  .

Показатели риска пожаров характеризуют различные аспекты состояния пожарной безопасности в стране.

Так, частота пожаров прежде всего отражает общий уровень пожарной безопасности и эффективность превентивных противопожарных мероприятий, деятельность надзорных органов и мер, предпринимаемых гражданами и собственниками.

Индивидуальный риск и удельная величина ущерба главным образом характеризуют эффективность деятельности подразделений пожарной охраны, задействованных в тушении пожаров (время оперативного реагирования пожарной охраны, их техническую оснащенность, обученность личного состава и другие).

Уровень индивидуального риска зависит от экономических, социальных и территориальных факторов и наиболее критичен для групп населения с низким уровнем доходов и социальной адаптации.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляются меры по обеспечению пожарной безопасности.

Анализ мер по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации в целом свидетельствует о недостаточной координации, необходимой для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров. Недостаточное информационное, техническое и технологическое обеспечение служб экстренного реагирования не позволяет обеспечить устойчивое снижение основных показателей риска пожаров для населения, территорий и конкретных объектов.

Особого внимания требует обеспечение пожарной безопасности критически важных объектов Российской Федерации.

Важнейший показатель эффективности действий пожарной охраны -время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).

Как показывают исследования, для снижения гибели людей при пожарах примерно на 4 тыс. человек в год необходимо сократить среднее время сообщения о пожаре и среднее время следования на пожар на 15 минут от существующего в настоящее время.

Сокращение времени локализации и ликвидации пожара на 1 минуту позволяет снизить ущерб от пожара в среднем на 300 рублей в расчете на 1 квадратный метр.

В Российской Федерации не все объекты оснащены системами пожарной автоматики, а темпы прироста таких систем весьма низкие. В первую очередь это относится к объектам жилого фонда, на которых происходит основная масса пожаров (более 70 процентов).

На долю пожаров в зданиях жилого сектора приходится 88 - 90 процентов всех погибших и около 70 процентов травмированных при пожарах, в то же время на долю пожаров в производственных помещениях и местах массового пребывания людей приходится наибольший материальный ущерб.

Для снижения среднего времени оперативного реагирования пожарной охраны требуется реализация комплекса мер, включающих создание интегрированных систем мониторинга противопожарной безопасности объектов, включающих информационно-навигационные системы, в том числе оповещения населения, оснащение противопожарных служб современными средствами связи для обеспечения координации их деятельности, межведомственного взаимодействия при тушении пожаров и спасении людей.

Основными направлениями деятельности обеспечения пожарной безопасности являются:

качественное повышение уровня обеспечения пожарной безопасности населения, территорий и критически важных объектов Российской Федерации;

оптимизация финансовых и материальных ресурсов, привлекаемых для ликвидации пожаров;

повышение эффективности мероприятий по минимизации риска пожаров, угроз жизни и здоровья.

Основными направлениями деятельности, которые могут обеспечить уменьшение рисков пожаров в России, являются:

оптимизация финансовых и материальных ресурсов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, направляемых на решение проблем пожарной безопасности;

строительство и оснащение современными техническими средствами пожарных депо в первую очередь в населенных пунктах, на территории которых отсутствуют подразделения пожарной охраны, для обслуживания критически важных объектов Российской Федерации, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации тушение пожаров осуществляется силами федеральной противопожарной службы, закрытых административно-территориальных образований, а также сложных градостроительных объектов;

развитие материально-технической базы и системы подготовки, профессиональных пожарно-спасательных подразделений;

развитие системы добровольных пожарно-спасательных подразделений;

развитие экспериментальной базы научно-исследовательских и образовательных учреждений в области пожарной безопасности;

разработка и внедрение новых инновационных технологий в области обнаружения пожаров и оповещения населения, а также создания средств спасения людей при пожарах и средств тушения пожаров;

реализация приоритетных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения.

Концепция федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2669).