II. Предварительный анализ итогов реализации Программы до 2012 года
Предварительный анализ итогов реализации федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" (далее - Программа до 2012 года) показывает, что благодаря внедрению методов программно-целевого планирования в области пожарной безопасности в 2006 - 2011 годах количество пожаров уменьшилось на 23,7 процента, число погибших при них людей - на 30,6 процента, число травмированных - на 8,3 процента.
Программа до 2012 года была ориентирована на снижение пожарных рисков, которые характеризуются частотой пожаров (количество пожаров в год в расчете на 1 тыс. человек населения) и индивидуальных пожарных рисков (количество пострадавших при пожарах людей в год в расчете на численность населения), а также удельной величиной ущерба от пожаров (размер ущерба в расчете на 1 пожар).
На 2006 год базовые параметры пожарных рисков имели следующие значения:
частота пожаров - 1,48;
индивидуальный риск - ;
удельная величина ущерба - 412,8 тыс. рублей.
За период реализации Программы до 2012 года показатели пожарных рисков снизились и в 2011 году составили следующие значения:
частота пожаров - 1,18;
индивидуальный риск - ;
удельная величина ущерба - 59,2 тыс. рублей.
Известно, что фактор времени оказывает решающее влияние на процесс развития пожара и причиняемый им социальный и материальный ущерб. Статистика свидетельствует, что 98 процентов общего числа погибших приходится на начальный период развития пожаров. Поэтому реализация мероприятий по своевременному и оперативному прибытию пожарных подразделений к месту пожара являлась одной из приоритетных задач Программы до 2012 года. Также важной задачей Программы до 2012 года была разработка для пожарных подразделений новых видов пожарной техники и пожарно-технического вооружения, необходимых для эффективного тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. В последние годы типаж эксплуатируемых подразделениями пожарной охраны основных и специальных пожарных автомобилей пополнился новыми образцами - автомобилями первой помощи, порошкового и комбинированного тушения, пожарно-спасательными, дымоудаления и др.
В рамках выполнения Программы до 2012 года запланировано освоить за счет всех источников финансирования более 195,9 млрд. рублей, в том числе на капитальные вложения - 102,38 млрд. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 5,67 млрд. рублей, прочие нужды - 87,85 млрд. рублей.
В целях обеспечения реализации положений статьи 76 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" по нормированию времени прибытия пожарных подразделений запланировано построить в рамках выполнения Программы до 2012 года 148 пожарных депо и реконструировать 79 пожарных депо, а также построить 43 пожарных депо и реконструировать 56 пожарных депо для обеспечения пожарной безопасности критически важных для безопасности Российской Федерации объектов.
Вместе с тем решение проблемы обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов Российской Федерации, критически важных объектов, закрытых административно-территориальных образований, дислоцированных вне нормативной области обслуживания существующими пожарными частями, особенно в труднодоступных районах, является важной задачей. В связи с этим в 2013 - 2017 годах планируются строительство 61 пожарного депо и реконструкция 163 пожарных депо. Перечень объектов определен исходя из анализа потенциально опасных для населения объектов и территорий субъектов Российской Федерации. Кроме того, приоритетными являются пожарные депо, предназначенные для реконструкции.
Выполнение мероприятий Программы до 2012 года предусматривает позитивные изменения в деятельности системы специальных экспертных учреждений федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория". В период реализации Программы запланировано построить и реконструировать 26 зданий специальных экспертных учреждений федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" и 2 учебно-методических центра повышения квалификации и переподготовки инспекторского состава государственного пожарного надзора. Это позволит улучшить такие показатели, как количество проведенных судебных экспертиз, заключений специалиста (по исследованию пожара) и исследованных объектов, изъятых с мест пожаров. Для качественного роста экспертного потенциала системы специальных экспертных учреждений федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" необходимо дооснастить их приборами и оборудованием, построить или реконструировать здания, которые позволили бы размещать современные приборы и оборудование, а также создать нормальные условия для работы сотрудников учреждений. Решение указанных вопросов планируется при реализации мероприятий в 2013 - 2017 годах. Это позволит к концу 2017 года увеличить количество экспертиз на 100 процентов по сравнению с показателями 2011 года (с 6256 до 12512 экспертиз) и осуществить двукратное увеличение количества исследований объектов, изъятых с мест пожаров, и объектов, подлежащих проверкам в ходе мероприятий по контролю (с 34228 до 68456 единиц), с подготовкой соответствующих заключений.
В рамках мероприятий Программы до 2012 года запланировано осуществить строительство, реконструкцию и переоснащение объектов учебно-лабораторной базы образовательных учреждений, учебно-тренировочной базы, казарменно-жилищной зоны и объектов хозяйственно-бытовой зоны обеспечения образовательного процесса, что позволит:
довести количество специалистов пожарной безопасности с высшим профессиональным образованием на соответствующих должностях федеральной противопожарной службы до 36 процентов;
довести количество сотрудников и специалистов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, своевременно прошедших переподготовку и повышение квалификации, в том числе руководящий состав - до 27 процентов, государственные служащие - до 16,8 процента, сотрудники и специалисты территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и организаций - до 18 процентов;
довести количество построенных, реконструированных и отремонтированных объектов материально-технической базы системы образовательных учреждений высшего профессионального образования до 68 процентов и количество объектов материально-технической базы учебных центров федеральной противопожарной службы до 25 процентов;
оснастить образовательные учреждения дополнительного профессионального образования современными образцами пожарной техники, вооружения и снаряжения на 30 процентов;
значительно расширить перечень программ дополнительного профессионального образования (пожарный, пожарный-спасатель, водитель машин со специальными сигналами, водитель автолестниц);
осуществить переход на современный уровень организации образовательного процесса и внедрить в образовательный процесс современные образовательные, информационно-коммуникационные и инновационные технологии.
Выполнение этих мероприятий позволит создать основу для построения эффективной, рационально распределенной по территории Российской Федерации системы подготовки кадров, которая будет отвечать принципам непрерывности, последовательности и востребованности образования в области обеспечения пожарной безопасности. Финансирование образовательных учреждений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в рамках Программы до 2017 года позволит обеспечить:
дальнейшее развитие базы практической подготовки обучаемых, создание учебно-тренировочных комплексов, оснащенных современными тренажерами в высших учебных заведениях, и доведение количества объектов материально-технической базы системы образовательных учреждений высшего профессионального образования, отвечающих современным требованиям, до 82 процентов;
продолжение строительства и реконструкции объектов 26 учебных центров федеральной противопожарной службы (учебно-лабораторной базы, общежитий, комплексов практической подготовки) и доведение количества объектов материально-технической базы учебных центров, отвечающих современным требованиям, до 60 процентов;
строительство учебно-лабораторного комплекса в г. Владивостоке (остров Русский) в целях создания филиала одного из образовательных учреждений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и организации подготовки специалистов по программам высшего и дополнительного профессионального образования для Дальневосточного федерального округа.
Проводятся работы по строительству и реконструкции 11 объектов научно-исследовательских учреждений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе построен многофункциональный учебно-испытательный корпус роботизированных систем, созданы специализированные стенды для исследований в области пожарной безопасности и др. В 2013 - 2017 годах работы будут направлены на строительство современных испытательных комплексов федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его филиала в Оренбургской области.
Проводится реконструкция электрических кабельных трасс реакторных установок на объектах Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт". Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" планируется в 2013 - 2017 годах внедрение новых технических средств систем обеспечения пожарной безопасности ядерно опасных и радиационно опасных объектов, а Рослесхозом - строительство и реконструкция производственно-технологических зданий учебно-тренировочных комплексов парашютно-десантных групп и авиационного учебного лесопожарного центра.
Запланировано построить и реконструировать за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов более 400 зданий пожарных депо, пожарных постов и других объектов противопожарных подразделений, 37 объектов подготовки пожарных, приобрести более 2400 основных и 950 специальных пожарных автомобилей для противопожарной службы субъектов Российской Федерации, 29000 комплектов оборудования, в том числе аварийно-спасательный инструмент, специальное пожарное оборудование, системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией и автоматических установок пожаротушения.
Запланировано проведение за счет средств внебюджетных источников работ по строительству и модернизации объектов подразделений противопожарной службы, развитию инфраструктуры материально-технической базы организаций и др.
Запланировано выполнение более 130 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в результате которых будут разработаны современные образцы пожарной техники, в том числе пилотные проекты по противопожарной защите и системы мониторинга противопожарного состояния учреждений здравоохранения, социальной защиты, объектов образования и науки, а также система информационного обеспечения населения, проживающего вблизи пожаровзрывоопасных объектов и др.
В рамках Программы до 2012 года разрабатывается:
установка для получения и подачи газонаполненной пены;
пожарный автомобиль с повышенной дальностью подачи огнетушащих веществ для подразделений федеральной противопожарной службы на критически важных объектах Российской Федерации;
высокоэнергетическая малогабаритная модульная установка пожаротушения;
оперативные высокоманевренные пожарные автомобили для проведения экстренных пожарно-спасательных работ в условиях мегаполисов;
комплекс специальных пожарных транспортных средств для подразделений федеральной противопожарной службы;
универсальный насосно-рукавный автомобиль контейнерного типа и пожарную автоцистерну для проведения пожарно-спасательных работ в условиях слаборазвитой и разрушенной инфраструктуры;
высокоманевренный пожарно-спасательный автомобиль для сбора, оказания первой помощи и эвакуации пострадавших при пожарах в транспортных туннелях и другие.
Вместе с тем продолжает оставаться неудовлетворительной потребность в создании пожарных автомобилей, адаптированных к конкретным условиям эксплуатации или предназначенных для оперативного использования (пожарные автомобили первой помощи, пожарно-технические автомобили с модульно-контейнерной компоновкой, пожарные автомобили для Севера, автомобили для тушения крупных пожаров, пожарные комплексы природоохранного назначения и др.). Необходимо также разработать новые типы многофункциональных пожарных автомобилей, включая пожарно-спасательные и высотно-спасательные с компонентами пожаротушения.
В рамках выполнения Программы до 2012 года разработаны следующие современные образцы средств индивидуальной защиты пожарных:
комплект средств индивидуальной защиты и снаряжения для личного состава, использующего для проведения экстренных пожарно-спасательных работ оперативные высокоманевренные транспортные средства;
модифицированный комплект средств индивидуальной защиты и снаряжения для пожарных (спасателей), эксплуатирующих высокомобильные транспортные средства;
комплекс средств индивидуальной защиты пожарного и средств спасения людей при пожарах.
Вместе с тем необходимо разработать специализированные типы защитной одежды, которые были бы предназначены для оснащения сотрудников газодымозащитной службы и использовались при тушении пожаров в сложных условиях.
В случае возникновения техногенных пожаров, сопряженных с поражением больших площадей в зонах повышенного риска и обусловленных наличием радиации, химической и биологической зараженности местности, опасности взрыва при тушении пожара и проведении пожарно-спасательных и аварийно-восстановительных работ необходимо максимально сократить непосредственное нахождение людей в опасных зонах, исключив при этом возможность их поражения. Для выполнения этих работ наиболее эффективным является применение робототехнических комплексов различного назначения.
При выполнении Программы до 2012 года разработан многофункциональный робототехнический комплекс "Ель-2" со сменным пожарно-техническим вооружением, универсальный роботизированный транспортный модуль и специальное технологическое оборудование с системой автономного управления для робототехнических комплексов многофункционального назначения. С учетом условий проведения работ при ликвидации аварии на атомной электростанции в Японии, а также опыта пожаротушения военных арсеналов в Республике Башкортостан и Удмуртской Республике осуществляется вооружение подразделений противопожарной службы роботизированными гусеничными комплексами пожаротушения "Кедр".
В целях повышения эффективности пожаротушения разработана автоматизированная система мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах пожара, об угрозах и о рисках развития пожаров в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, созданы математические модели развития пожаров на различных объектах населенных пунктов. Разработаны методические и технические решения по совершенствованию аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов воздушных судов и создана система мониторинга лесных пожаров и их последствий для объектов экономики, методические рекомендации по организации обязательных и дополнительных занятий по пожарной безопасности для образовательных школ и дошкольных учреждений, система управления комплексной безопасностью образовательных учреждений и др.
Мероприятия, направленные на повышение противопожарной защиты объектов образования, здравоохранения и социальной защиты, разрабатывались за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Разработки новых технических средств и технологий пожаротушения и спасения людей при пожарах, а также опытных образцов пожарно-технической продукции проводились за счет средств внебюджетных источников. Были разработаны пожарные автоцистерны с улучшенными характеристиками легкого, среднего и тяжелого типов, более 40 типов пожарно-технического вооружения и огнетушащих веществ, пожарные насосы с улучшенными тактико-техническими характеристиками, комплекты гидравлического аварийно-спасательного инструмента, автоматизированный учебно-тренировочный огневой комплекс, боевая одежда пожарного различного назначения, дыхательные аппараты со сжатым кислородом, а также вспомогательные средства тушения пожаров. Предприятиями-изготовителями проведены работы по подготовке серийного производства указанной пожарной техники.
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий проведено оснащение средствами информационной безопасности систем связи главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и пожарных частей федеральной противопожарной службы. Проводится оснащение центров управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий программно-аппаратным комплексом автоматизированной геоинформационной системы поддержки принятия решений и оперативного управления пожарно-спасательными подразделениями. Созданы опытные зоны системы обеспечения пожарной безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты со стационарным пребыванием в них маломобильных групп людей, обучающие программно-аппаратные комплексы со встроенными элементами тестирования по основам и навыкам пожарной безопасности для различных слоев населения, в том числе для обучения детей, национальный сайт "Пожарная безопасность", циклы видеороликов и телепрограмм и др.
Оснащение основными и специальными пожарными автомобилями, комплектами специального пожарного оборудования и средствами защиты подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации, системами автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией и автоматическими установками пожаротушения объектов здравоохранения, социальной защиты и образования осуществлялось за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Работы по развитию материально-технической базы организаций и объектовых противопожарных подразделений, их оснащению новыми средствами обнаружения, тушения пожаров и спасения людей, а также по обеспечению этих объектов противопожарным оборудованием и повышению их противопожарной защиты осуществлены за счет средств внебюджетных источников. Организована разработка и реализация мер, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности, а также мероприятий по ремонту и оснащению противопожарным оборудованием объектов экономики.
Проведенный комплекс мероприятий по строительству и реконструкции пожарных депо, их оснащению новыми образцами пожарной техники, робототехническими комплексами и современным пожарно-техническим вооружением, внедрению мероприятий по совершенствованию системы подготовки пожарных и спасателей оказал значительное влияние на обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации. За 2008 - 2011 годы число погибших при пожарах людей в среднем за 1 год уменьшилось на 5,7 процента. В целом по отношению к 2008 году число погибших при пожарах людей снизилось на 21,1 процента (в 2008 году число погибших при пожарах людей составило 15,165 тыс. человек, а в 2011 году - 11,962 тыс. человек).
Увеличилось число спасенных при пожарах людей на 2,7 процента за 1 год. Так, в 2010 году пожарными подразделениями было спасено 84,64 тыс. человек, а в 2011 году - 86,465 тыс. человек.
Проведение превентивных мероприятий, реализуемых в рамках Программы до 2012 года, позволило снизить за указанный период количество пожаров на 16,7 процента. В 2008 году, по данным статистического мониторинга, было зафиксировано 202 тыс. пожаров, а в 2011 году - 168,2 тыс. пожаров.
Таким образом, задача эффективного развития системы пожарной безопасности в основном будет решена и имеется устойчивая тенденция к снижению пожарных рисков, что оказывает положительное влияние на развитие отраслей экономики и показатели социально-экономического развития Российской Федерации.
Однако, несмотря на достигнутые успехи в области обеспечения пожарной безопасности, в Российской Федерации продолжает оставаться высоким индивидуальный пожарный риск (). Для сравнения показатель индивидуального пожарного риска в США составляет , в Германии - , в Великобритании - , во Франции - .
Дальнейшее снижение пожарных рисков в Российской Федерации соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.