IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения

При решении проблемы непрограммными средствами возможны следующие варианты:

несистемное решение основных вопросов в языковой сфере;

полное государственное обеспечение реализации Программы;

реализация Программы без финансовой поддержки со стороны государства.

Взаимосвязанное несистемное решение поставленных проблем может привести к утрате единого подхода к применению русского языка и других языков народов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, развитию сепаратистских тенденций, разрушению единого языкового, образовательного, культурного и политического пространства, отсутствию координации действий и объединения усилий государства, общественных и профессиональных организаций, неэффективному использованию бюджетных и внебюджетных средств.

Полное государственное обеспечение реализации Программы не может быть осуществлено в силу ресурсных ограничений российской экономики и риска некорректного определения соответствующих потребностей.

Реализация Программы без финансовой поддержки со стороны государства может привести к утрате общественного доверия к государственным органам, катастрофическому снижению культуры речи населения, эскалации межнациональных конфликтов. При этом указанный вариант не может быть обоснован из-за отсутствия прогнозов и подобного опыта в мировой практике применения государственного языка.

Мероприятия Программы будут скорректированы с учетом возможных рисков, вызванных изменениями в сфере государственного управления, вытекающими из программных документов Правительства Российской Федерации и планов его деятельности. К числу наиболее значительных рисков относятся риски бюджетного недофинансирования Программы.

Существуют 3 возможных варианта реализации Программы, отличающихся объемами и источниками финансирования.

Первый вариант - реализация Программы при условии финансирования ее в полном объеме. Утверждение Программы при таком объеме финансирования позволит достичь заявленных целей.

Второй вариант - принятие Программы с усеченным объемом финансирования (от 50 до 80 процентов заявленного объема финансирования).

По этому варианту предполагается организовать работу таким образом, чтобы в рамках Программы были объединены основные ресурсы, которые Российская Федерация тратит на реализацию проблем в области применения государственного языка и других языков народов Российской Федерации. Этот вариант предполагает в рамках стандартных процедур реализации Программы проведение мероприятий, которые позволят осуществлять интеграцию отдельных проектов и выявлять возможные области их взаимодействия и совместного использования достигнутых результатов. Этот вариант не предусматривает кардинального изменения принципов реализации Программы, не включает проведение научно-исследовательских работ в объемах, позволяющих не только объективно выявлять имеющиеся тенденции, но и вырабатывать новые подходы и предлагать нестандартные решения.

Указанный вариант реализации Программы предполагает ограниченное привлечение институтов гражданского общества в рамках действующих механизмов реализации федеральных целевых программ к организации и проведению отдельных мероприятий и участию в ряде проектов. Однако без комплексного решения проблемы взаимодействия общественных институтов с федеральными органами исполнительной власти не представляется возможным полностью раскрыть общественный потенциал для решения задач, поставленных в Программе.

Третий вариант - финансирование Программы в объеме менее 50 процентов от требуемой суммы.

При сохранении сложившейся ситуации и подходов к финансированию Программы получит свое развитие традиционная практика поддержки отдельных мероприятий. При этом набор отдельных мероприятий не сформирует целостного системного подхода к указанным проблемам. Соответственно, не будут выявлены и решены проблемы, имеющие общенациональное значение, что может привести к несогласованности и утрате единства подходов к решению вопросов применения государственного языка и других языков Российской Федерации в ее субъектах.