1. Обоснование соответствия целей развития телерадиовещания приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

1. Обоснование соответствия целей
развития телерадиовещания приоритетным задачам
социально-экономического развития Российской Федерации

В период перехода развитых стран к построению информационного общества телерадиовещание стало важнейшим средством массовой информации, влияющим на духовное развитие и экономическую активность населения, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества.

Создание в Российской Федерации единого информационного пространства, в первую очередь развитие телерадиовещания, направлено на обеспечение конституционных прав и свобод человека, равного доступа к массовой информации, эффективное использование духовного и культурного наследия нации, ее исторических традиций, соблюдение норм общественной жизни, защиту нравственных ценностей и воспитание патриотизма.

Одним из институтов, способствующих повышению темпов экономического развития, развитию человеческого капитала и повышению качества жизни, является государственная поддержка массовых коммуникаций.

Среди задач в сфере массовых коммуникаций выделяются:

модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации, включая переход на цифровое вещание и расширение вещания на страны ближнего и дальнего зарубежья;

повышение адресности и увеличение разнообразия информационных услуг;

разработка, внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий в сфере массовых коммуникаций;

обеспечение максимальной доступности для населения социально значимого пакета телерадиопрограмм федерального и регионального уровней.

Созданная в течение нескольких десятилетий государственная система бесплатного наземного эфирного телерадиовещания в силу географических, социальных и экономических причин составляет основу информационного обеспечения населения страны. Для большинства населения страны единственным общедоступным источником получения телерадиоканалов является эфирное вещание.

Основу государственной системы телерадиовещания составляют федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (далее - ВГТРК), федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", открытое акционерное общество "Первый канал", федеральное государственное унитарное предприятие "Космическая связь", федеральное государственное унитарное предприятие "Телевизионный технический центр "Останкино".

Наземный сегмент государственной телевизионной и радиовещательной сети составляют региональные, республиканские, краевые и областные радиотелевизионные передающие центры, входящие в состав единого государственного оператора телерадиовещания федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - государственный оператор связи), ответственного за эфирное вещание на территории Российской Федерации программ общероссийских телерадиовещательных организаций - ВГТРК, открытого акционерного общества "Первый канал", открытого акционерного общества "Телерадиокомпания "Петербург", открытого акционерного общества "Телекомпания НТВ".

В настоящее время имеются существенные различия в доступности эфирных телевизионных каналов для населения в различных регионах Российской Федерации.

В соответствии с отчетными данными Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям население России охвачено эфирным аналоговым телевизионным вещанием в следующих объемах:

одной программой - 98,8 процента;

двумя программами - 96,7 процента;

тремя программами- 73,2 процента;

четырьмя программами - 56,1 процента;

пятью программами - 33 процента.

Наряду с бесплатным наземным эфирным телевизионным вещанием в крупных городах и населенных пунктах развивается платное кабельное и спутниковое телевидение, предоставляющее населению увеличенный пакет каналов и ряд дополнительных услуг.

Передающая сеть звукового радиовещания в ДВ-, СВ- и КВ-диапазонах для внутрироссийского вещания и иновещания, созданная на территории России к середине 80-х годов, обеспечивала практически полный охват населения России уверенным приемом государственных радиопрограмм и позволяла решать задачи по круглосуточному глобальному вещанию на 78 языках народов мира.

В результате значительного сокращения объемов вещания, прекращения государственного финансирования содержания мощных радиопередатчиков и износа оборудования Российская Федерация в настоящее время утратила место лидера мирового радиовещания. Значительно ухудшились качество и надежность вещания на иностранные государства. По состоянию на начало 2008 года общие потери аудитории государственного внутрироссийского вещания составили более 25 млн. человек.

В результате снижения загрузки и мощности передатчиков государственное радиовещание сегодня не может в полном объеме выполнить функцию оповещения населения в чрезвычайных ситуациях, что является одной из основных обязанностей таких радиостанций, как "Радио России" и "Маяк".

Стереофоническим УКВ-ЧМ-вещанием охвачено немногим более 1 процента территории Российской Федерации - города и крупные населенные пункты, общая численность населения которых составляет менее 70 процентов городского населения страны. Остальная часть территории и населения Российской Федерации охвачена радиовещанием в диапазоне коротких, средних и длинных волн, характеристики приема радиопрограмм в которых значительно уступают УКВ-ЧМ-вещанию.

Как показывают социологические исследования, существует острая потребность в создании и трансляции новых общероссийских каналов, в частности детского канала, юношеского канала, учебного канала, информационного канала новостей, канала путешествий, о флоре и фауне, военно-патриотического канала, канала научно-популярных программ и фильмов, канала передач о литературе, живописи, архитектуре и других.

Распространение телерадиоканалов в общероссийском масштабе в аналоговом формате является на сегодняшний день энерго-, материало- и трудозатратным, а с учетом ограниченности свободного радиочастотного ресурса модернизация аналоговых сетей вещания по принципу воспроизводства, тем более для организации новых каналов вещания, становится бесперспективной.

Международным союзом электросвязи на конференции по планированию наземного цифрового вещания "Женева-06" установлен срок окончания переходного периода на цифровое наземное эфирное вещание - 2015 год.

Задачи внедрения в Российской Федерации современных технологий распространения телерадиоканалов и выполнения международных соглашений в области электросвязи нашли отражение, в частности, в следующих решениях:

о целесообразности внедрения в Российской Федерации европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB и о разработке программы развития в Российской Федерации системы цифрового телевизионного вещания DVB (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. N 706-р);

об одобрении Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 1700-р).

Таким образом, решение ключевых проблем развития телерадиовещания соответствует международным соглашениям, существующей экономической политике и приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.