4. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
4. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода
Реализация федеральной целевой программы "Мировой океан" в 1998 - 2013 годах обеспечила стабилизацию основных показателей деятельности России в Мировом океане и формирование условий для создания заделов в различных сферах морской деятельности, способствовала формированию обновленной структуры научного обеспечения деятельности России в Мировом океане в соответствии со стратегией развития страны, ее положением на мировой арене и перспективными потребностями. Выполненные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы способствовали реализации крупных национальных проектов, направленных на освоение и использование ресурсов и пространств Мирового океана, прежде всего на акваториях, находящихся под суверенитетом и юрисдикцией Российской Федерации, обеспечивали изучение Антарктики и российское присутствие в этом регионе.
Прекращение использования программно-целевого метода, позволявшего удовлетворять текущие нужды страны и в значительной степени обеспечивать ее долгосрочные интересы и потребности в научном и информационном обеспечении развития морской деятельности, может привести к дисбалансу между растущей интенсивностью нагрузки на отечественные морские акватории и отдельные районы Мирового океана и недостаточной степенью научной обоснованности принимаемых управленческих решений различного уровня и в различных сферах морской деятельности, в том числе в сфере обеспечения безопасности страны с океанических и морских направлений и охраны ее морских границ.
Для преодоления этого дисбаланса необходимы организация долговременных целевых исследований, направленных на получение достоверных оценок запасов минеральных и биологических ресурсов морей России и океана, комплексные исследования и прогноз состояния Арктики как приоритетной области экономических и геополитических интересов России, а также Антарктики, создание эффективных наблюдательных систем за климатическими изменениями в ключевых районах Мирового океана, оценка и прогноз опасных явлений в океане, совершенствование информационного обеспечения морской деятельности.
Действенность применения программно-целевого метода для решения подобных проблем, требующих междисциплинарных подходов и межведомственных усилий, подтверждают итоги реализации федеральной целевой программы "Мировой океан".
Без использования программно-целевого метода, предусматривающего выделение дополнительных средств федерального бюджета, экспедиционные исследования морей России будут осуществляться организациями различных федеральных органов исполнительной власти в основном при выполнении работ по договорам с коммерческими организациями, субъектами Российской Федерации и зарубежными научными организациями в качестве сопутствующих наблюдений и носить разрозненный эпизодический характер. При этом не могут быть обеспечены регулярность, требуемый объем и комплексность проводимых исследований. Это приведет к невозможности современного информационного обеспечения морской деятельности. В результате будет существенно затруднено решение государственных задач, поставленных в Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года. В этом же случае ожидаются снижение объема и качественного уровня антарктических исследований, невозможность не только расширения российского присутствия в Антарктике, как это определено в Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу, но и его поддержания на современном уровне в связи с износом экспедиционной инфраструктуры.
Таким образом, реально возникновение следующих рисков:
нарушение межведомственного системного подхода к научному и информационному обеспечению морской деятельности, когда научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы проводятся в рамках ведомственных целевых программ, приведет к распылению средств, направляемых на решение указанной задачи, результатом чего явятся снижение уровня и отставание морской науки и информационного обеспечения морской деятельности России;
невыполнение Россией обязательств по Договору об Антарктике 1959 года, в частности невыполнение конвенций и протоколов системы этого Договора, невыполнение мер и резолюций консультативных совещаний по Договору и в том числе невыполнение обязательств, определяемых Федеральным законом "О ратификации Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике".