2. Ускорение экономического роста и обеспечение занятости населения за счет развития приоритетных специализаций в наиболее конкурентоспособных секторах экономики

2. Ускорение экономического роста и обеспечение занятости
населения за счет развития приоритетных специализаций
в наиболее конкурентоспособных секторах экономики

Развитие туризма

Туристский сектор является одной из самых перспективных отраслей с точки зрения потенциального вклада в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. В соответствии со Стратегией развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. N 369-р, целью развития туризма на территории округа является увеличение суммарного вклада туристской индустрии субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в валовой внутренний продукт, увеличение притока иностранных туристов, создание условий для замещения импорта туристских услуг, комплексное развитие туризма и увеличение его вклада в достижение показателей социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа с учетом принципов устойчивого развития.

Основными направлениями развития туризма являются:

формирование условий для создания конкурентоспособного туристского продукта и повышения качества туристских услуг;

создание новых и повышение качества существующих национальных туристских маршрутов;

создание и развитие современной туристской инфраструктуры на туристских территориях округа;

поддержка развития предпринимательства в индустрии туризма и гостеприимства с использованием отраслевых мер поддержки и мер поддержки развития малого и среднего предпринимательства;

продвижение туристских территорий и туристских продуктов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на российском и международном рынках;

обеспечение безопасности туристов и эксплуатации объектов туристской инфраструктуры;

развитие отраслевой системы подготовки кадров и привлечения специалистов для сферы туризма;

создание и развитие системы управления в сфере туризма в Северо-Кавказском федеральном округе;

вовлечение местного населения в формирование туристского продукта и мероприятия по сохранению культурно-исторического наследия, развитию сельского и этнического туризма;

учет при реализации туристских инфраструктурных проектов экологической емкости туристских территорий, выбор экологически устойчивых решений при развитии всех видов туризма.

К приоритетным видам туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа относятся: санаторно-курортный туризм, экологический туризм, активный отдых и культурно-познавательный туризм. Дополнительными видами, обеспечивающими разнообразие туристского продукта, являются гастрономический, сельский туризм и другие виды туризма.

Важнейшие направления государственной политики развития туризма на территории округа - создание условий для привлечения инвестиций, активизация развития ключевых приоритетных туристских территорий федерального и международного значения.

Ключевыми приоритетными туристскими территориями Северо-Кавказского федерального округа являются крупные курорты и туристско-рекреационные комплексы (кластеры):

особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды расположен на территории 3 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, и включает в себя территории г. Лермонтова, городов-курортов Ессентуки, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска, городских округов Георгиевск и Минеральные Воды, а также Предгорного муниципального района (Ставропольский край), территорию Зольского муниципального района (Кабардино-Балкарская Республика), территории Малокарачаевского и Прикубанского муниципальных районов (Карачаево-Черкесская Республика);

горнолыжный туристский кластер, включающий всесезонные туристско-рекреационные горнолыжные комплексы "Архыз" (на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики), "Ведучи" (на территории Итум-Калинского муниципального района Чеченской Республики), "Эльбрус" (на территориях Эльбрусского и Зольского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики), "Армхи" и "Цори" (на территориях Джейрахского и Сунженского муниципальных районов Республики Ингушетия), "Мамисон" (на территории Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания);

всесезонный туристско-рекреационный кластер "Теберда - Домбай" (Карачаево-Черкесская Республика);

стратегический проект "Развитие Каспийского (прибрежного) кластера" (Республика Дагестан);

кластер культурно-познавательного туризма в г. Дербенте (Республика Дагестан) вокруг объекта всемирного культурного наследия ЮНЕСКО "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента";

особо охраняемые природные территории в рамках развития экологического туризма.

Еще одним приоритетным направлением развития туризма является диверсификация развития туризма за счет создания региональных и местных (локальных) туристских продуктов на базе наиболее перспективных мест притяжения туристов ("Джылы-Су", "Голубые озера" ("Черек"), "Чегем" в Кабардино-Балкарской Республике, "Алания парк" в Республике Северная Осетия - Алания, "Кезеной-Ам" в Чеченской Республике и Республике Дагестан, "Золотые пески", "Каспий", "Сардар", "Салатавия", "Эколенд" в Республике Дагестан, "Ачалуки" в Республике Ингушетия и другие).

Для реализации этого направления необходима разработка федеральных туристских межрегиональных схем территориально-пространственного планирования туристских территорий.

Туристские территориальные проекты будут разрабатываться в отношении части территорий одного и (или) нескольких субъектов Российской Федерации, включающих территории мест притяжения туристов, места локализации коллективных средств размещения, зоны объектов вспомогательной и транспортной инфраструктуры и иных зон, способствующих развитию туристских территорий, в целях создания конкурентоспособного туристского продукта с предложением по территориальному брэндингу и маркетинговой стратегии для данной территории и с учетом экологической емкости территорий.

Для российских и иностранных туристов представляет большой интерес этнотуризм, гастротуризм, культурный туризм, семейный туризм, маршруты "море-горы".

Важнейшими инструментами стимулирования развития туризма на территории округа станут национальный проект "Туризм и индустрия гостеприимства", федеральный проект "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" национального проекта "Экология", государственная программа Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", работа институтов развития, а также деятельность региональных органов исполнительной власти.

Важнейшими мерами государственной поддержки развития туризма на приоритетных туристских территориях Северо-Кавказского федерального округа являются:

субсидирование создания обеспечивающей инфраструктуры;

субсидирование части процентной ставки по кредитам на строительство и (или) реконструкцию объектов туристской инфраструктуры;

субсидирование благоустройства исторических центров городов - приоритетных туристских территорий (Кавказские Минеральные Воды и г. Дербент);

субсидирование предпринимательских инициатив по созданию модульных объектов, обустройству пляжей, проектов по оснащению существующих бассейнов системами обогрева, приобретению туристского оборудования, обустройству туристских маршрутов и других направлений;

реализация программы "туристский кэшбэк" для содействия посещению туристских территорий Северо-Кавказского федерального округа.

Развитие туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа невозможно без решения проблем в смежных областях.

Значительная часть приоритетных туристских территорий Северо-Кавказского федерального округа расположена в приграничной зоне Российской Федерации. Соответственно, на этих территориях ограничена продолжительность пребывания иностранных граждан, что в значительной степени ограничивает возможности развития въездного туризма.

Масштабное развитие туристских территорий требует актуальных проектов по приведению в нормативное состояние, модернизации, расширению и улучшению качества работы транспортной инфраструктуры, улучшению транспортной доступности приоритетных туристских территорий Северо-Кавказского федерального округа, а также территорий регионального и локального значения. Развитие транспортной инфраструктуры туристских территорий должно вестись с учетом экологической безопасности. В целях реализации Стратегии возможен переход транспорта на технологии, обеспечивающие меньшее воздействие на окружающую среду (электротранспорт, газомоторное топливо, развитие велосипедной инфраструктуры и другое).

Среди ключевых направлений - развитие транспортно-пересадочного узла в аэропорту Минеральные Воды, завершение реконструкции региональных аэропортов, строительство морских причалов для круизных и яхтенных судов в гг. Дербенте и Махачкале, развитие железнодорожных туристских туров между ключевыми территориями и основными центрами проживания населения на юге России, обеспечение тактового маршрутного пассажирского сообщения между основными курортами и региональными аэропортами.

Элементом общей политики по развитию туристских территорий является реализация мероприятий по благоустройству и улучшению качества городской среды туристских территорий. Особенно это важно для городов региона Кавказские Минеральные Воды, а также г. Дербента, в которых городская среда является частью туристской привлекательности.

Одним из значимых аспектов развития туристской инфраструктуры и благоустройства туристских территорий Северо-Кавказского федерального округа может стать учет потребностей маломобильных групп населения.

Значимую роль в туристской отрасли Северо-Кавказского федерального округа играет Каспийский бассейн, обладающий высоким потенциалом для развития пляжного отдыха благодаря наличию 300-километровой линии песчаных пляжей, уникальному природно-климатическому сочетанию горных массивов и моря и высокой температуры морской воды в летний сезон. Для создания устойчивого круглогодичного пляжного туризма в прибрежной зоне в гг. Махачкале, Дербенте, Каспийске и Избербаше необходимо сформировать комплексный подход к развитию в них транспортной инфраструктуры, созданию сетевых отелей с расширенным сервисом, развитию инфраструктуры и благоустройству пляжной линии.

В целях восстановления и поддержания целостности береговой полосы морских и пресноводных водоемов, а также организации на пляжных территориях детских и спортивных зон отдыха, переоборудования и замены пляжного оборудования, системы безопасности предусмотрена государственная мера поддержки в виде грантов в рамках реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства".

Круизный туризм в Каспийском бассейне нуждается в следующих направлениях развития:

создание условий для развития круизного флота;

развитие инфраструктуры, необходимой для организации круизного туризма, в том числе автомобильных и железных дорог, объектов по приему и обслуживанию современных пассажирских судов;

создание условий для кадрового сопровождения развития круизного туризма;

внедрение цифровых систем, повышающих уровень обслуживания пассажиров в терминалах.

Отдельная группа мероприятий будет направлена на улучшение имиджа и продвижение туристского потенциала субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. В их числе разработка и реализация программ продвижения туристского потенциала Северо-Кавказского федерального округа на приоритетных рынках, в том числе зарубежных. Разработка программ продвижения будет основываться на приоритетах по продвижению туристского потенциала Российской Федерации, утвержденных Федеральным агентством по туризму с использованием новых форматов и современных каналов продвижения.

Развитие традиционных народных художественных промыслов также необходимо для продвижения туристских продуктов на территории Северо-Кавказского федерального округа.

В части улучшения безопасности пребывания туристов на территории округа необходимо кардинально улучшить качество систем предупреждения чрезвычайных ситуаций, расширить штат и оснащение служб спасения, улучшить гидрометеообеспечение и сеть мониторинга опасных природных процессов и явлений.

Особое внимание необходимо уделить организации исследований и работ по оценке и максимальному снижению уровней рисков негативного воздействия опасных природных процессов и явлений (селевые потоки, снежные лавины, горные ледники, оползни, землетрясения и т.д.), связанных с геофизическими процессами и изменением климата, для безопасности людей и различных объектов инфраструктуры, расположенных в горных рекреационных зонах.

Важным направлением развития туристского и рекреационного потенциала является проведение работ по восстановлению и реставрации памятников истории и культуры, а также расширение перечня особо охраняемых природных территорий, выявление объектов культурного наследия, находящихся на территории курортного региона природных и иных объектов, имеющих историческую, экологическую, культурную или научную ценность.

Одним из важных условий развития туризма в Северо-Кавказском федеральном округе является подготовка кадров, которая будет включать развитие системы практико-ориентированного профессионального образования в области туризма не только в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, но и в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы в части профессиональной подготовки кадров и повышения квалификации. Важной частью профессиональной подготовки должны стать организация конкурсов профессионального мастерства в сфере туризма, в том числе по стандартам "Ворлдскиллс", а также образовательные программы, реализуемые Федеральным агентством по туризму совместно со Всемирной Туристской Организацией (UNWTO).

Развитие туристской сферы в Северо-Кавказском федеральном округе также должно соответствовать мировой и общероссийской тенденции цифровизации в туризме, которая формирует предпосылки для повышения прибыльности отрасли, постепенного перехода традиционных участников в онлайн-сферу с соответствующим переключением финансовых потоков.

Среди важнейших цифровых решений можно выделить следующие:

создание туристского маркетплейса и централизация усилий по продвижению туристского продукта;

внедрение и развитие мультиязычных сервисов помощи туристам;

организация электронной системы оценки качества туристских услуг, создание рейтинга туристских услуг и объектов;

обеспечение возможности ознакомления с культурными и природными объектами в онлайн-режиме с использованием технологий визуализации, виртуальных экскурсий, технологий дополненной реальности и т.д.;

внедрение и развитие технологий больших данных и искусственного интеллекта для сбора и анализа данных туристической отрасли, формирования индивидуального предложения туристских услуг.

Указанные меры реализуются в рамках национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства", включающего в себя мероприятия по созданию, развитию и эксплуатации туристской мультиязычной цифровой платформы на базе национального туристского портала Russia.Travel (автоматизированная информационная система "Туризм"), а также по поддержке общественных инициатив в форме межбюджетных трансфертов для целей развития национальных туристических маршрутов, информация о которых будет размещаться на указанной туристической мультиязычной цифровой платформе.

Федеральный закон от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дает возможность предусмотреть меры по поддержке туристской отрасли в условиях введения внешних санкций. В частности, планируется упрощение разрешительных процедур в сфере строительства, в том числе при создании туристских объектов и обеспечивающей инфраструктуры, что позволит сохранить темпы реализации действующих инвестиционных проектов в сфере туризма и в перспективе привлечь в отрасль дополнительные инвестиции.

Туризм будет играть важную социальную роль в развитии округа. Прежде всего, это связано с обеспечением занятости в сфере туризма, особенно на туристских территориях, расположенных в сельской местности и горных районах. Поэтому важным направлением является поддержка предпринимательской инициативы в сфере туризма, в том числе и небольших проектов, обеспечивающих занятость для местного населения.

Развитие агропромышленного комплекса

Агропромышленный комплекс является одним из наиболее значимых секторов экономики для реализации целей Стратегии.

На базе имеющегося агроклиматического потенциала в Северо-Кавказском федеральном округе в рамках ускоренного импортозамещения и создания продовольственной независимости, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", наращивания экспорта агропромышленной продукции высоких переделов необходимо обеспечить динамичное развитие агропромышленного сектора. Приоритетными направлениями сельского хозяйства для территории Северо-Кавказского федерального округа являются: в растениеводстве - производство зерна и технических культур (в равнинных районах), интенсивное садоводство, овощеводство, виноградарство, бахчеводство, в животноводстве - овцеводство, молочное направление скотоводства, свиноводство и птицеводство (в равнинных районах), коневодство. Кроме того, для прибрежных районов Каспийского бассейна и отдельных речных бассейнов значительную роль играет развитие рыбоводства.

Одной из проблем развития агропроизводства по перечисленным направлениям является переработка сельскохозяйственного сырья. В среднем в Российской Федерации на 1 рубль сельскохозяйственной продукции приходится 0,63 рубля продукции переработки, в Северо-Кавказском федеральном округе - 0,21 рубля. Если округ выйдет на среднероссийские показатели по переработке, то ее объем к 2030 году вырастет в 3 раза.

Приоритетными отраслями перерабатывающей промышленности являются: виноделие, розлив минеральной воды, производство безалкогольных и алкогольных напитков, консервирование овощей и фруктов, глубокая переработка сельскохозяйственного сырья, рыбоконсервная промышленность, а также все отрасли, связанные с обеспечением продовольственной безопасности Северо-Кавказского федерального округа и Российской Федерации.

Приоритетными направлениями Стратегии в области развития агропромышленного комплекса являются:

реализация потенциала в переработке сельскохозяйственной продукции путем повышения технологического уровня сельскохозяйственных предприятий, развития логистической инфраструктуры и перерабатывающих производств;

развитие инфраструктуры мелиорации за счет современных способов полива, проведения агро-, лесо- и фитомелиоративных мероприятий при интродукции высокоурожайных сортов;

расширение площадей орошаемых земель за счет проведения мелиоративных мероприятий;

обеспечение внутренней продовольственной независимости и безопасности;

увеличение объемов экспорта агропромышленной продукции с высокой добавленной стоимостью;

повышение добавленной стоимости продукции агропромышленного сектора, производимой в Северо-Кавказском федеральном округе, за счет стимулирования притока инвестиций в создание новых и модернизацию существующих хозяйств и производств;

интеграция малых форм хозяйствования в общую производственно-сбытовую цепочку в условиях системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации;

сохранение численности населения на сельских территориях и в сельских агломерациях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Для развития отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, планируется реализация следующих мероприятий:

увеличение объемов производства продукции в растениеводстве и животноводстве за счет создания условий по привлечению дополнительных финансовых ресурсов;

закупка семенного материала элитных репродукций, создание зональных типов пород скота.

Необходимость увеличения инвестиций в большинство современных и перспективных предприятий предполагает поддержку развития всех категорий хозяйств Северо-Кавказского федерального округа, повышение доступности механизма гарантий, залоговых фондов, поручительств для инвесторов, развитие учреждений микрофинансирования и кредитных кооперативов, увеличение субсидий на закупку оборудования и средств производства (включая субсидии на развитие племенной базы и модернизацию существующих производств, развитие и поддержание машинно-тракторного парка), эффективное регулирование тарифов на электроэнергию, используемую при подаче воды для производителей.

Формирование качественной продукции при развитии экспортно ориентированной товаропроводящей инфраструктуры (агрологистических центров) позволит создать условия для экспорта основных производимых сельскохозяйственных продуктов, откроет доступ к поставкам продукции агропромышленного комплекса на целевые рынки, а также новые каналы продвижения и позиционирования продукции агропромышленного комплекса.

Особого внимания требует развитие инфраструктуры мелиорации, включая восстановление и реконструкцию мелиоративных систем, гидроузлов и водохранилищ для регулирования стоков (в целях водоснабжения, орошения, сглаживания паводков), реконструкцию и модернизацию гидротехнических сооружений, развитие водосберегающих технологий орошения, совершенствование управления и функционирования мелиоративного водохозяйственного комплекса (инвентаризация мелиоративного фонда, совершенствование системы тарифов поставки воды), создание научно-технологического консалтинга для внедрения новейших технологий полива в условиях возрастающего дефицита водных ресурсов.

Создание и развитие центров сельскохозяйственного консультирования и обучения фермеров, в том числе с учетом положительного опыта Карачаево-Черкесской Республики, целесообразны в каждом субъекте Российской Федерации, входящем в состав Северо-Кавказского федерального округа. Это позволит наладить обмен знаниями и распространить новые технологии в небольших хозяйствах. На базе таких центров должно осуществляться обучение фермеров необходимым технологиям в области эффективного использования воды, удобрений и кормов, методам повышения качества продукции и производительности, а также должны организовываться встречи с отраслевыми экспертами и представителями крупных переработчиков. Создание таких центров целесообразно организовать на базе лучших действующих хозяйств региона с присвоением им статуса эталонного хозяйства либо опытных хозяйств отделения сельскохозяйственных наук Российской академии наук и сельскохозяйственных высших учебных заведений с привлечением информационно-консультационных центров, создаваемых в том числе в рамках единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса.

Мероприятия по интеграции малых форм хозяйствования в общую производственно-сбытовую цепочку включают развитие законодательной базы для функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов (сбытовых, перерабатывающих, обслуживающих и других), субсидирование потребительских кооперативов, проведение работы, направленной на увеличение информированности малых производителей о кооперативах и популяризацию кооперативной деятельности.

В данной сфере возможна реализация модельных массовых типовых решений по предоставлению малым производителям технологий, консультационного сопровождения, мер государственной поддержки в едином "пакете" (в частности, в интенсивном садоводстве, овцеводстве, скотоводстве, рыбоводстве). Подобные решения могут быть реализованы как государством, так и бизнесом в рамках выстраивания технологических цепочек. Существенное влияние на развитие малых форм хозяйствования может оказать поддержка развития органического сельского хозяйства.

Важным элементом развития кооперации может стать создание так называемых кооперативов второго уровня - объединений нескольких кооперативов с целью совместного развития инфраструктуры хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Развитие сельскохозяйственного производства должно быть неразрывно связано с обеспечением комфортных условий проживания в сельской местности посредством строительства (приобретения) благоустроенного жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в первую очередь для молодых семей и молодых специалистов.

Одним из важных направлений должно стать межрегиональное взаимодействие в целях развития агропромышленного комплекса. В частности, такое взаимодействие актуально в вопросах противодействия распространению саранчовых. Наряду с мерами по проведению мелиоративных мероприятий, фитомелиорации, закреплению песков и обводнению пастбищ необходимы скоординированные действия всех субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, по закупке и использованию ядохимикатов (в том числе согласование сроков, объемов и технологий обработки).

В числе основных инструментов достижения приоритетов в сфере агропромышленного комплекса - реализация на территории округа мероприятий национальных проектов "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Международная кооперация и экспорт", национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", государственных программ Российской Федерации "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", "Комплексное развитие сельских территорий", а также государственных программ развития агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

В условиях импортозамещения, связанного с введением внешних санкций, приоритеты аграрной отрасли Северо-Кавказского федерального округа должны быть направлены на обеспечение населения как округа, так и Российской Федерации в целом сельскохозяйственной продукцией собственного производства, рациональная эксплуатация пашенных земель с использованием интенсивных методов хозяйствования. Кроме того, стабильно высокий спрос на некоторые виды сельскохозяйственной продукции Северо-Кавказского федерального округа (в частности, высококачественное зерно, производимое в Ставропольском крае) обусловливает целесообразность переориентации экспорта такой продукции на альтернативные рынки стран Азии, в частности, Ближнего Востока.

Особую важность контрсанкционным мерам в сфере сельского хозяйства также придает раннее по сравнению с другими федеральными округами начало посевных работ в Северо-Кавказском федеральном округе, в связи с чем поддержка сельскохозяйственных производителей, занимающихся растениеводством, должна оказываться оперативно и в достаточном размере.

Развитие промышленности

Развитие промышленности регионов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, рассматривается как одно из приоритетных направлений для решения задачи повышения производительности труда, развития малого и среднего бизнеса и поддержки занятости населения.

Приоритетными направлениями развития промышленности являются:

обеспечение доступа ко льготным финансово-кредитным ресурсам при реализации инвестиционных проектов;

развитие малых и средних производств за счет создания инвестиционных площадок и индустриальных парков;

реализация крупных проектов в промышленности, обеспечивающих значительный эффект для развития экономики и повышения бюджетной устойчивости;

модернизация и диверсификация имеющихся предприятий;

улучшение доступа производителей Северо-Кавказского федерального округа к российским и зарубежным рынкам сбыта;

развитие кадрового потенциала промышленности.

В числе основных мер, направленных на модернизацию и создание новых предприятий обрабатывающей промышленности, можно выделить следующие:

широкое информирование бизнеса о мерах государственной поддержки развития промышленности;

деятельность региональных институтов развития - региональных фондов развития промышленности для осуществления финансирования инвестиционных проектов промышленных предприятий совместно с Фондом развития промышленности;

развитие объектов региональной промышленной инфраструктуры - индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков;

развитие региональных и межрегиональных промышленных кластеров (в том числе в рамках добровольной легализации), а также других форм промышленной кооперации;

реализация на территории Северо-Кавказского федерального округа мероприятий национальных проектов "Производительность труда", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Международная кооперация и экспорт".

Значительное влияние на развитие промышленности окажет реализация системных мер по созданию территорий с особыми режимами хозяйственной деятельности, улучшение доступа бизнеса к финансово-кредитным ресурсам.

Для реализации крупных инвестиционных проектов необходимо принятие специальных (индивидуальных) решений по государственной поддержке создания транспортной, энергетической и другой инженерной инфраструктуры.

Важным элементом развития промышленности должны стать внедрение принципов устойчивого природопользования, внедрение систем экологического и социального менеджмента на основе международных стандартов.