3.6. Оптимизация налогообложения инвестиций

3.6. Оптимизация налогообложения инвестиций

Для стимулирования инвестиций в российскую экономику необходимо:

устранить двойное налогообложение доходов инвесторов инвестиционных фондов;

упростить систему расчета подоходного налога с физических лиц, получающих доходы на рынке ценных бумаг;

решить проблемы налогообложения при хранении и управлении имуществом финансовых компаний с целью выплаты компенсаций лицам, которым в результате неправомерных действий был нанесен ущерб на финансовом и фондовом рынках.

Основная проблема развития инвестиционных фондов заключается в двойном налогообложении дивидендов их акционеров, поскольку фонды платят дивиденды из своей чистой прибыли, то есть после налогообложения, и акционеры также уплачивают налог с полученных дивидендов. В российском налоговом законодательстве в настоящее время отсутствуют какие-либо льготы, аналогичные тем, которые установлены налоговым законодательством других стран мира в отношении прибыли взаимных фондов: та ее часть, которая распределяется на дивиденды акционерам, освобождена от налогообложения.

С целью решения этой проблемы необходимо внести изменения в налоговое законодательство, предусматривающие исключение из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль той части прибыли, которая идет на выплату дивидендов акционерам.

Действующий порядок расчета и уплаты в бюджет подоходного налога с физических лиц в течение года предполагает, что налоги с выплачиваемых им доходов исчисляют и уплачивают юридические лица - источники дохода. При этом налог взимается по ставкам прогрессивной шкалы, то есть юридическое лицо должно вести специальный реестр всех произведенных в течение года выплат дохода, а также размеров начисленного и уплаченного налога по каждому физическому лицу и сообщать данные сведения в налоговую инспекцию по месту своего нахождения. Однако поскольку данная система очень громоздка и достаточно трудна для проверки налоговыми органами, она фактически заставляет коллективных инвесторов нести весьма высокие затраты по созданию специальной базы данных и последующему уведомлению налоговых органов и инвесторов о размере начисленных им доходов и удержанных налогов.

Для решения данной проблемы необходимо установить единую ставку налогообложения по налогу на дивиденды в процентах.

Что касается проблемы налогообложения при хранении и управлении имуществом финансовых компаний с целью выплаты компенсаций лицам, которым в результате неправомерных действий был нанесен ущерб на финансовом и фондовом рынках, то она является ключевой в деятельности Федерального общественно - государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров, которому на хранение и в управление передается имущество финансовых компаний. Поскольку доходы от управления имуществом предназначены исключительно для осуществления компенсационных выплат инвесторам, понесшим ущерб от деятельности финансовых компаний, они должны освобождаться от обложения налогом на прибыль.

Перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию в соответствии с разделом 3.6:

Налоговый кодекс Российской Федерации или федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций";

Налоговый кодекс Российской Федерации или федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О подоходном налоге с физических лиц";

нормативные правовые акты Государственной налоговой службы Российской Федерации, касающиеся налогообложения прибыли юридических лиц и взимания подоходного налога с физических лиц.