3.4. Защита инвесторов путем повышения качества и достоверности предоставляемой им информации и совершенствования системы ее предоставления

3.4. Защита инвесторов путем повышения
качества и достоверности предоставляемой им информации
и совершенствования системы ее предоставления

Одним из основных условий привлечения инвестиций является получение инвесторами достоверной информации об организациях с целью анализа и выбора объектов инвестиций. Для того, чтобы инвестиционный потенциал российских организаций был реализован в полной мере, необходима перестройка всей процедуры подготовки и раскрытия информации, в том числе финансовой. При этом процедура раскрытия информации должна создать в России единое информационное пространство.

Раскрытие информации должно включать в себя получение инвесторами сведений не только об эмитентах, но также о профессиональных участниках рынка ценных бумаг и коллективных инвесторах.

В настоящее время существует система раскрытия информации о деятельности паевых инвестиционных фондов, которая обеспечивает предоставление инвесторам информации о деятельности паевых инвестиционных фондов, в том числе ежедневное предоставление информации о стоимости чистых активов и инвестиционных паев. Повышенные требования к раскрытию информации необходимо распространить и на остальные формы коллективных инвестиций, в том числе акционерные инвестиционные фонды, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды.

Для решения проблемы раскрытия информации о предприятиях необходимо:

детально регламентировать состав и структуру раскрываемой информации финансового и нефинансового характера, а также унифицировать способы ее раскрытия;

разработать правила раскрытия информации, а также процедуры, позволяющие обеспечить доступ к раскрываемой информации всех заинтересованных лиц.

Практическое обеспечение раскрытия информации невозможно без введения административной ответственности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг за уклонение от раскрытия информации, а также предоставление недостоверной, ложной или вводящей в заблуждение информации.

Важнейшей составной частью процесса создания системы раскрытия информации российскими предприятиями является реформа бухгалтерского учета в Российской Федерации. Качество представляемой российскими предприятиями информации не отвечает потребностям инвесторов, поскольку до сих пор сохраняется налоговая направленность бухгалтерского учета и, соответственно, составленных на его основе финансовых отчетов.

С учетом создаваемой системы раскрытия информации реформа бухгалтерского учета в России должна заключаться:

в приведении бухгалтерского учета в соответствие со сложившейся системой рыночных отношений в России путем создания и внедрения в практику работы российских предприятий модели бухгалтерского учета на основе международных стандартов бухгалтерского учета. Международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно этим стандартам, отличается высокой информативностью;

в формировании на базе международных стандартов финансовой отчетности, адекватной потребностям российской экономики на современном этапе развития;

в четком разделении финансовой и налоговой отчетности.

Необходимо также разработать и утвердить специализированные формы бухгалтерской отчетности для профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Кроме того, защита инвесторов может и должна осуществляться путем развития аудиторских услуг.

Перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих принятию в соответствии с разделом 3.4:

федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг";

федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях;

федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете";

нормативные правовые акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, касающиеся раскрытия информации о ценных бумагах;

нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, касающиеся бухгалтерского учета и отчетности.