8.3. Развитие экономического федерализма и межрегиональной интеграции

8.3. Развитие экономического федерализма и межрегиональной интеграции

Основы экономического механизма федеративных отношений в России, заложенные на предшествующем этапе политических, правовых и экономических реформ, будут развиваться в направлениях совершенствования бюджетно - налоговой системы, разделения государственной собственности и доходов от собственности (включая приватизацию) между бюджетами различных уровней.

Будут создаваться условия, при которых регионы были бы заинтересованы в достижении лучших экономических результатов, в расширении финансовых возможностей федерального бюджета. Деятельность Правительства Российской Федерации будет направлена на создание такого механизма взаимодействия субъектов Российской Федерации, который обеспечивал бы свободу предприятий различных форм собственности и не допускал административных ограничений в перемещении товаров, финансовых ресурсов, рабочей силы между регионами. Должны учитываться интересы регионов при принятии решений, касающихся управления федеральной собственностью, находящейся на их территории.

В процессе реформирования налогово - бюджетной системы будет усилена роль рентных платежей при справедливом распределении экономического эффекта от природопользования между бюджетами всех уровней.

Развитие общероссийской и межрегиональной производственной инфраструктуры останется приоритетной областью инвестиционной деятельности государства. В то же время Правительство Российской Федерации будет создавать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций, в том числе иностранных, для развития теле- и транспортных коммуникаций федерального и межрегионального значения.

Принимая во внимание, что основные элементы федеральной инфраструктуры (железнодорожный транспорт, главные телекоммуникации и т.п.) являются естественными монополиями, Правительство Российской Федерации будет осуществлять контроль за их экономической деятельностью, в том числе над ценообразованием.

Сохранится контроль органов исполнительной власти за формированием железнодорожных тарифов, особенно на тех транспортных направлениях, где уровень тарифов существенно ограничивает производственную деятельность регионов и межрегиональные связи. В частности, будет продолжено сдерживание роста тарифов на железнодорожные перевозки на Дальний Восток на расстояния свыше 3000 километров.

Правительство будет поддерживать региональные и межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, располагающие большими возможностями объединения усилий территорий. Государственным органам и ассоциациям целесообразно сосредоточить совместную деятельность на подготовке и реализации целевых программ, использовании преимуществ межрегиональной интеграции, создании эффективных форм хозяйствования, формировании территориально - производственных комплексов и "точек роста", поддержке предпринимательства, создании при необходимости совместной собственности.