7.9. Экологическая политика

7.9. Экологическая политика

Анализ экологической ситуации и наметившихся тенденций свидетельствует о том, что, несмотря на значительный спад производства, загрязнение окружающей природной среды остается недопустимо высоким. Это обусловлено значительным износом технологического оборудования, повышением аварийности, низкой эффективностью работы очистных сооружений.

Политика в области охраны окружающей среды и рационального природопользования будет сосредоточена на следующих основных направлениях:

- совершенствование природоохранительного законодательства, системы экологических ограничений и регламентаций режимов природопользования с целью их адаптации к условиям рыночной экономики;

- последовательный переход на международные стандарты технологических процессов и производимой продукции, создающий необходимые условия для включения России в мировую экономику и международную систему обеспечения экологической безопасности;

- повышение эффективности государственного контроля за соблюдением существующих регламентов природопользования с применением экономических и административных санкций для предотвращения аварий и катастроф, пресечение экологических правонарушений и преступлений;

- обеспечение проведения экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую природную среду реализации всех программ и проектов хозяйственной и иной деятельности;

- проведение экологической санации предприятий, их реконструкция и перепрофилирование, а также закрытие экологически опасных производств;

- экономическое стимулирование инвестиционных проектов, которые имеют экологическую направленность и экономическую эффективность;

- обеспечение функционирования системы особо охраняемых природных территорий;

- широкомасштабное использование вторичных ресурсов, а также накопленных отходов производства и потребления.

В связи с этим будут осуществлены меры по поддержанию приемлемого уровня экологической безопасности и масштаба прямой природоохранной деятельности, компенсационные меры по сохранению и поддержанию природно - ресурсного потенциала. Неотложность реализации этих мер определяется как необходимостью выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров и конвенций по сохранению биологического разнообразия, предотвращению глобального изменения климата, сохранению озонового слоя Земли, охране уникальных природных зон, включая Арктику, снижению трансграничного загрязнения воздуха, охране морей от загрязнения и других соглашений, так и остротой экологической обстановки во многих регионах страны.

Будет пересмотрена роль платежей за загрязнение окружающей природной среды и другие виды негативного воздействия на нее, включая поэтапное повышение объемов платежей, а также сохранена система целевых государственных экологических фондов.

Предполагается постепенный переход на повышение роли налогов за использование природно - ресурсного потенциала, введение налогов акцизного типа на продукцию, использование которой сопряжено с нанесением вреда окружающей среде. Одновременно будут расширены налоговые льготы для предприятий, осваивающих производство экологически чистой продукции или применяющих замкнутые (безотходные) технологии, а также введены льготы по налогам для субъектов хозяйствования и физических лиц, находящихся или проживающих в зонах чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия.

Действенной формой скоординированных усилий в данной области станут целевые комплексные программы, направленные на решение наиболее актуальных экологических проблем.

Среди них программы сохранения природного комплекса озера Байкал, возрождения Волги, вывода из кризисной экологической ситуации ряда крупных городов и промышленных центров, защиты населения и прибрежных территорий от последствий подъема уровня Каспийского моря и другие.

Важнейшим условием проведения эффективной экологической политики является активное включение всех слоев населения и социальных групп в обеспечение экологизации реформы.

Предстоит создать действенный механизм реализации каждым гражданином прав на участие в принятии решений, осуществление которых связано с экологическим риском, на компенсацию ущерба, нанесенного здоровью загрязнением окружающей природной среды, получение информации о состоянии окружающей среды, качестве пищи и питьевой воды.

Будет реализован комплекс мер по формированию системы непрерывного экологического образования, охватывающий весь процесс дошкольного, школьного образования, профессиональной подготовки специалистов.