4.9. Поощрение конкуренции и антимонопольная политика

4.9. Поощрение конкуренции и антимонопольная политика

С начала экономической реформы в результате воздействия факторов переходного периода характер монополизации российской экономики и структура рынков претерпели существенные изменения.

Приватизация государственной и муниципальной собственности, либерализация цен, открытие внутреннего рынка для импорта, увеличение экспорта сырьевых ресурсов привели к ликвидации дефицита по ряду товарных групп. Это предопределило тот факт, что государственный монополизм перестал быть чертой, характеризующей общее состояние российской экономики. Произошла смена собственников, изменились перечень и структура монополий, возникли первые конкурентные рынки. Вместе с тем развитие полноценной конкурентной среды, преодоление исторически сформировавшегося высокомонополизированного производства неразрывно связаны с общей задачей преодоления экономического кризиса, подъема национального производства.

Новая ситуация требует изменения акцентов государственной политики в рассматриваемой сфере. Стратегическим направлением деятельности антимонопольных органов становится работа, направленная на поддержание и формирование добросовестной конкуренции. Проблема ограничения и пресечения монополистической деятельности не утратила своей актуальности и решается в общем русле государственной конкурентной политики.

Наличие реальных структурных предпосылок для развития конкуренции на отдельных товарных рынках не всегда реализуется в силу слабого финансово - экономического положения многих хозяйствующих субъектов, концентрирующих свое внимание на вопросах "выживаемости" в нынешних условиях. Лишь немногие из них прибегают к активной конкурентной борьбе за увеличение доли на рынке, расширение производства и сбыта своей продукции.

С другой стороны, монопольные структуры, присутствующие на рынке, не всегда в состоянии воспользоваться своими преимуществами ввиду низкой платежеспособности потребителей их продукции. Нередко временный эффект, полученный монополиями на ранней стадии либерализации цен, от необоснованного удорожания своей продукции, приводил к резкому спаду спроса, потере клиентуры и, как результат, к сворачиванию хозяйственной деятельности и убыткам.

Тем не менее отсутствие (или слабое проявление) монопольного поведения доминирующих на рынке структур не может квалифицироваться как благополучная рыночная ситуация, поскольку с началом экономического подъема потенциальные возможности рыночного диктата не замедлят проявиться.

В связи с этим деятельность антимонопольных органов в 1995 - 1997 годах будет сосредоточена на:

продолжении работ по реализации Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации;

организации постоянного антимонопольного контроля в целях предупреждения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующих субъектов на товарных рынках;

противодействии созданию или сохранению монопольных структур в отраслях и на товарных рынках, в том числе путем необоснованного льготирования, присвоения разного рода эксклюзивных прав в части доступа на определенный рынок и т.п.;

скоординированности действий федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части реализации государственной конкурентной политики;

проведении государственного антимонопольного превентивного контроля в процессе приватизации, а также при реорганизации предприятий, в том числе неплатежеспособных, с учетом процедур санации и банкротства;

снижении барьеров входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, устранении административных региональных барьеров, препятствующих нормальному развитию конкуренции;

проведении государственной потребительской политики как важнейшей формы предупреждения и пресечения недобросовестного предпринимательства.

Правительство Российской Федерации будет содействовать развитию наиболее конкурентных форм оптовой торговли, созданию организованных товарных рынков - ярмарок, выставок - продаж, аукционов, конкурсных торгов (тендеров), развитию фьючерсной торговли на товарных биржах как неотъемлемого элемента объективного выявления цен, складывающихся на товарных рынках, обеспечению непрерывности товарного обращения, сглаживанию сезонных колебаний производства. В первую очередь будут развиваться рынки энергоносителей, металлов, продукции сельского хозяйства и лесной промышленности.

Серьезную опасность для развития конкуренции на рынках представляют соглашения между хозяйствующими субъектами, направленные на раздел рынка по территориальному или продуктовому признаку, на проведение единой ценовой политики, на создание препятствий входа на рынок конкурентов. В этой связи приоритетной задачей антимонопольных органов является совершенствование практики выявления и пресечения подобных антиконкурентных соглашений как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом наибольшее внимание будет уделено выявлению "горизонтальных" соглашений (соглашений между субъектами, действующими на одном товарном рынке), которые, как правило, снижают эффективность функционирования рынка.

Антимонопольные органы будут активизировать работу по предварительному контролю за слияниями и поглощениями хозяйствующих субъектов, а также другими сделками, имеющими те же последствия для концентрации на рынке, что и слияния: приобретением одним хозяйствующим субъектом пакета акций или части активов другого хозяйствующего субъекта, передачей прав управления одного хозяйствующего субъекта другому, созданием и слиянием ассоциаций и т.д. Антимонопольные органы будут запрещать слияния и поглощения хозяйствующих субъектов в тех случаях, когда такие сделки могут привести к существенному ослаблению конкуренции на рынке.

Предварительный контроль за слияниями, осуществляемый антимонопольными органами, будет включать требование об обязательном предварительном уведомлении хозяйствующими субъектами антимонопольных органов о готовящихся крупных слияниях.