4.7. Развитие банковской системы

4.7. Развитие банковской системы

Для развития экономических реформ необходимо стимулировать укрепление стабильности и надежности банковской системы в целом.

В качестве основных задач развития банковской системы Правительство Российской Федерации рассматривает:

совершенствование работы банковской системы с точки зрения повышения скорости и надежности системы расчетов, развитие новых методов безналичных расчетов, создание клиринговых организаций и ускоренное развитие крупных банков, обладающих сетью филиалов и осуществляющих расчеты между ними через собственные расчетно - клиринговые центры, стимулирование развития сетей филиалов и создания дочерних банков крупнейшими банками;

стимулирование сокращения доли налично - денежного оборота путем повышения эффективности безналичных расчетов в экономике;

формирование системы сберегательных банков как банков, обладающих преимуществами по привлечению вкладов населения, закрепленными нормативными актами;

развитие особой системы надзора за деятельностью банков, привлекающих вклады населения;

развитие новых сберегательных инструментов для частных вкладчиков и сокращение доли венчурных компаний на рынке частных сбережений;

повышение устойчивости банковской системы за счет концентрации банковского капитала в пределах, не приводящих к созданию монополистических структур, обеспечение добросовестной конкуренции, в том числе в процессе образования финансовых групп в банковской сфере;

совершенствование структуры банковской системы на основе наметившихся тенденций по специализации банков;

внедрение практики регулирования деятельности коммерческих (универсальных), сберегательных, инвестиционных банков и других кредитных учреждений в соответствии с их спецификой и с учетом особенностей структуры их активов и пассивов;

унификация системы лицензирования и контроля за деятельностью банков и небанковских учреждений и организаций на рынке ценных бумаг, выступающих как в качестве эмитентов инвестиционных ценных бумаг, так и в качестве участников этого рынка. При этом особое внимание будет уделено деятельности банков как эмитентов инвестиционных ценных бумаг в целях устранения сложившейся практики самокотировки банковских акций;

приближение экономических нормативов и требований Банка России по ведению банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности в коммерческих банках к международным стандартам. Особое внимание будет обращено на наращивание капитала, диверсификацию кредитных рисков и создание резервов под возможные потери по ссудам и под обеспечение ценных бумаг.

В 1995 - 1997 годах будет создана система страхования вкладов населения. Членами этой системы в обязательном порядке станут банки, получившие статус сберегательных банков, частные вклады в которые обеспечены системой страховой защиты, создаваемой при поддержке государства. Одновременно будут введены более жесткие ограничения на рискованные вложения при формировании структуры активов сберегательных банков, что обеспечит снижение рисков и позволит несколько уменьшить размер необходимых страховых фондов. Отчисления в страховой фонд со стороны банков, действующих как универсальные банки и привлекающих средства населения, будут выше, чем отчисления сберегательных банков, что позволит укрепить конкурентоспособность последних и компенсировать введение более жестких, чем для универсальных банков, нормативов по структуре активов. В целях обеспечения стабильности банковской системы должен быть создан федеральный фонд страховых вкладов.

Реализация мер, направленных на развитие особенностей сберегательных банков, позволит определить статус Сберегательного банка Российской Федерации, в частности относительно гарантий и ответственности Правительства Российской Федерации по вкладам населения в этом Банке. Создание и функционирование системы сберегательных банков должны быть закреплены законодательством в области банковского дела.

Выделение сберегательных банков в особую группу позволит также разработать и реализовать комплекс целевых мер по привлечению вкладов населения в банки и тем самым осуществить "связывание" части свободных денежных средств, ослабить давление денежной массы на потребительский рынок, что будет способствовать стабилизации розничных цен на потребительские товары и уменьшению темпов инфляции.

Особое внимание Правительство Российской Федерации будет уделять развитию банковской системы как основного звена системы денежных расчетов в народном хозяйстве. При этом оно будет поддерживать как развитие коммерческих систем, позволяющих повысить эффективность и скорость расчетов (межбанковского клиринга, внутрибанковских расчетно - клиринговых центров для обслуживания расчетов между филиалами), так и развитие системы денежных расчетов через расчетные подразделения Банка России. Одновременно предстоит решить вопрос о сохранении и расширении возможностей обслуживания небанковских учреждений (органов государственного управления и т.д.) непосредственно в расчетных подразделениях Банка России.

Правительство Российской Федерации намерено законодательно закрепить основные формы кредитно - банковских учреждений, имеющих право осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации. Помимо универсальных коммерческих банков получат развитие специализированные банки и кредитные учреждения, которые будут иметь различные механизмы регулирования, учитывающие их специфику.

Предполагается привлечение банков (особенно обладающих сетью филиалов) в качестве независимых регистраторов для инвестиционных фондов, приватизированных предприятий и других эмитентов.

Правительство Российской Федерации по согласованию с Банком России предпримет шаги по изменению порядка предоставления лицензий на право осуществления банковской деятельности вновь создаваемым банкам и кредитно - финансовым учреждениям.

В сфере операций с ценными бумагами Правительство Российской Федерации будет осуществлять курс на разделение государственных ценных бумаг на инструменты, позволяющие оперативно регулировать ликвидность банков и объем денежной массы в обращении за счет операций Банка России на открытом рынке, и долговые инструменты, используемые для неинфляционного финансирования дефицита бюджета.

В 1995 - 1997 годах будет осуществляться на конкурсной основе приватизация доли государства в капиталах промышленных банков со смешанной формой собственности. Приватизация долей государства в Банке внешней торговли Российской Федерации, в Российском банке реконструкции и развития, а также в Экспортно - импортном банке будет осуществлена в индивидуальном порядке.