4.4. Регулирование процесса банкротства

4.4. Регулирование процесса банкротства

Одним из основных регуляторов развития рыночной экономики России в направлении повышения ее эффективности должны стать механизмы банкротства и работы с неплатежеспособными предприятиями.

В целях совершенствования механизма регулирования процессов несостоятельности (банкротства) Правительство Российской Федерации предусматривает в 1995 году разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания проекта новой редакции Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также принятие мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей, в том числе:

установление ответственности предприятий и организаций за представляемые в государственные органы данные бухгалтерской отчетности;

введение в состав официальной бухгалтерской отчетности данных о просроченных на срок более чем 3 месяца дебиторской и кредиторской задолженностях предприятия (организации), а также фактических показателей установленной системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса и неплатежеспособности;

установление порядка взаимодействия органов исполнительной власти по устранению нарушений установленного порядка платежей и расчетов;

завершение работы по введению форм отчетных бухгалтерских балансов, соответствующих общемировым стандартам.

Одновременно с совершенствованием законодательства о несостоятельности (банкротстве) и выводом неэффективных предприятий из числа действующих, с использованием его механизмов будут осуществляться меры по оздоровлению жизнеспособных предприятий.

Очевидно, что по отношению к предприятиям с низким производственным и рыночным потенциалом, по которым Правительством Российской Федерации не принято в установленном порядке решение о переводе в статус казенного предприятия, в первую очередь будут активнее использоваться процедуры, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве).

В то же время самое пристальное внимание будет уделено тем предприятиям, которые, обладая высоким производственным и рыночным потенциалом, тем не менее оказались в кризисном финансовом положении. При этом будет ставиться вопрос о добросовестности и компетентности руководства предприятий.

В условиях резкой ограниченности финансовых ресурсов для оказания государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям будут разработаны согласованные процедуры выявления предприятий, нуждающихся в такой поддержке, а также созданы необходимые условия для обеспечения возвратности бюджетных средств.

Весьма важным представляется привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении неплатежеспособных предприятий.

Имеющиеся прогнозные оценки показывают, что если указанным мерам будет придан необходимый импульс, то к концу 1995 года - началу 1996 года может быть достигнуто относительное снижение уровня неплатежей. Если оздоровлению подвергнутся средние и крупные предприятия, аккумулировавшие десятки триллионов рублей задолженности, то уже к середине 1995 года будет преодолено нарастание неплатежей. Более того, путем применения процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), уже в течение года можно снизить уровень взаимных неплатежей как минимум на 10 - 15 процентов.

Переход таких предприятий к новым собственникам даст возможность осуществить реорганизацию и восстановить их платежеспособность. Ликвидация таких предприятий, продажа их имущества позволят осуществить реструктуризацию производственных активов, новым собственникам организовать бизнес на базе не обремененного обязательствами и социальной сферой имущественного комплекса, послужат толчком к развитию малого и среднего предпринимательства, заложат основу для создания новых и сохранения необходимых предпринимательству старых рабочих мест.

Со стороны государства будут осуществляться активная подготовка и поддержка деятельности профессиональных управляющих, причем их обучение должно осуществляться не только для предприятий - должников, но и для оказавшихся в кризисном состоянии кредитно - финансовых организаций и учреждений.

Особое внимание будет уделено становлению и эффективной деятельности специализированных коммерческих и общественных структур, оказывающих квалифицированные аудиторские, консалтинговые услуги неплатежеспособным предприятиям, а также услуги по оценке и продаже их имущества.

При этом развитие процесса экономического оздоровления предприятий путем применения процедур банкротства будет тесно связано с решением проблем оценки рыночной стоимости имущества предприятий, повлечет развитие рынка консалтинговых, риэлторских и аудиторских услуг.

Развитие процедур банкротства должно привести к необходимости становления и развития рынка недвижимости, что обеспечит развитие механизма цивилизованного ипотечного кредитования и появление гарантий возвратности инвестиций.

Задействование указанных механизмов, в свою очередь, должно существенно повлиять на процесс укрепления денежной системы государства и снижения инфляции.