4.1. Укрепление законности и институтов государственной власти в экономической сфере

4.1. Укрепление законности и институтов государственной власти в экономической сфере

Укрепление законности и правопорядка во взаимоотношениях хозяйственных партнеров, а также основных институтов государственной власти в сфере экономики - главный фронт институциональных преобразований на 1995 - 1997 годы.

В процессе перехода к рыночной экономике, а также при распаде СССР основные структуры и формы контроля экономики, присущие планово - распределительной системе, были демонтированы, а институты государственной власти серьезно ослаблены. За последние три года осуществлены серьезные меры по преодолению образовавшегося правового и организационного вакуума, по формированию правовых и государственно - властных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики. Однако на этом пути были сделаны лишь первые шаги. Сохраняются, а порой и усиливаются явления беззакония, коррупции, организованной преступности в масштабах, ставящих под угрозу будущее страны.

В ближайшие годы, в сущности, будет решаться вопрос, какой станет в России рыночная экономика: эффективной, как в развитых странах, или же ее развитие пойдет по пути преобладающего влияния групповых интересов, недоступных силе закона и препятствующих развитию страны.

Рыночная экономика может продемонстрировать свою эффективность, обеспечить благосостояние граждан и укрепление позиций страны в мире только при том условии, что в ней существуют и действуют стабильные "правила игры", соблюдаемые всеми и благоприятствующие деловой активности.

В предстоящие три года Правительство Российской Федерации считает одной из главных своих задач добиться перелома в этой области.

В настоящее время приняты Федеральная программа по борьбе с преступностью, на реализацию которой предусмотрено выделение значительных средств (свыше 1 трлн. рублей) из федерального бюджета на 1995 год, и ряд указов Президента Российской Федерации, что уже сейчас дает возможность осуществлять решительные меры в этой сфере.

Предстоит выполнить большую работу по совершенствованию гражданского и уголовного законодательства, реформированию судебной системы.

В целях развития правопорядка и усиления правовой защиты участников рынка необходимы скорейшая разработка и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания следующих основополагающих законопроектов: второй части Гражданского кодекса Российской Федерации и закона о введении ее в действие; Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и закона о введении его в действие; законов об обществах с ограниченной ответственностью, о производственных кооперативах, о государственной регистрации юридических лиц, недвижимости и сделок с ней, предусмотренных частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации, закона о бухгалтерском учете и других законов, определяющих правовые основы рыночных отношений.

Одной из важнейших мер правового характера станет в указанный период принятие законодательного акта об ответственности за легализацию доходов от преступной деятельности, как необходимой меры для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и предотвращения сращивания преступного мира с легальным бизнесом. Принятие такого закона, а также присоединение Российской Федерации к Страсбургской Конвенции 1990 года "Об отмывании денег, выявлении, аресте и конфискации обнаруженных средств, добытых преступным путем" поднимут на качественно иной уровень действия по обнаружению преступных капиталов, перемещающихся за границу. При этом откроются пути к заключению соглашений об обмене необходимой информацией с соответствующими контрольными органами зарубежных стран.

В целях укрепления институтов государственной власти должны быть также разработаны проекты Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, законов об иммунитете государства и собственности государства, об исполнительном производстве, о судебных приставах, о третейских судах в Российской Федерации, о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине".

Исходя из конституционного принципа единства системы исполнительной власти в Российской Федерации будут определены формы участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в реализации принадлежащего Правительству Российской Федерации права законодательной инициативы по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Одним из основных условий создания правового государства является повышение эффективности работы судебной системы. Это обстоятельство является решающим как для защиты прав граждан, так и для развития рыночных отношений в экономике. Динамика социально - экономических преобразований в обществе требует проведения в 1995 - 1997 годах реформы судебной системы, предусматривающей, в частности, более четкое разделение гражданского и уголовного судопроизводства (в том числе с созданием специализированных судов по отдельным категориям дел), введение института мировых судей, оперативно рассматривающих в первой инстанции дела об административных правонарушениях, уголовные дела с незначительными сроками наказания. В рамках совершенствования процессуального законодательства получат дальнейшее развитие различные формы правовой защиты граждан и юридических лиц, в том числе будут созданы дополнительные условия для реализации принципа состязательности в судопроизводстве.

Предусматриваются участие граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей и придание ему большей гласности.

Реформа должна исходить из принципа единства судебной системы, независимо от компетенции различных судебных органов, что будет достигаться в первую очередь с помощью развития системы надзора за деятельностью судов со стороны высших органов судебной власти, укрепления статуса судей.

Будет повышена роль органов юстиции по координации законотворческой деятельности, правовому обеспечению судебной и экономической реформ, усилению борьбы с преступностью, кадровому и организационному обеспечению деятельности судебной власти, регистрации юридических лиц и недвижимости, исполнению решений судов и других государственных органов.

Получат дополнительное развитие функции прокуратуры как органа, выступающего в защиту общественных интересов и нарушенных прав граждан, при одновременном сокращении несвойственных ей функций, унаследованных от ранее существовавшего правопорядка.

Правительство Российской Федерации предполагает разработать конкретные меры по обеспечению загрузки производственных мощностей предприятий уголовно - исполнительной системы, эффективной трудовой занятости осужденных.

Правительство Российской Федерации намерено проводить дальнейшее совершенствование и укрепление централизованной системы Государственной налоговой службы Российской Федерации, осуществляющей контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления и полнотой поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

В 1994 году налоговыми органами было мобилизовано в бюджетную систему более 135 трлн. рублей (включая поступления в валюте), в том числе в федеральный бюджет - более 48 трлн. рублей. Однако из-за усугубившейся проблемы неплатежей в народном хозяйстве не представилось возможным обеспечить поступление в федеральный бюджет почти четверти исчисленных платежей. Значительное недопоступление налогов наряду с такими объективными факторами, как уменьшение объема валового внутреннего продукта, фактическое снижение уровня инфляции, двукратное по сравнению с предыдущим годом снижение рентабельности в промышленности, рост количества убыточных предприятий, явилось также следствием многочисленных фактов сокрытия доходов и уклонения от налогообложения (из-за чего недопоступило более 4 трлн. рублей).

В этой связи Правительство Российской Федерации намерено осуществить комплекс мер по следующим основным направлениям:

повышение эффективности контроля налоговых органов за соблюдением налогового и валютного законодательства за счет более полного выявления хозяйствующих субъектов, уклоняющихся от постановки на налоговый учет и уплаты налогов, допускающих сокрытие доходов, путем расширения практики проведения массовых документальных проверок совместных предприятий, в том числе иностранных юридических лиц (в первую очередь, экспортирующих стратегические сырьевые товары, занятых производством спирта и отпуском его коммерческим структурам, реализующим товары за валюту), и других крупных налогоплательщиков;

введение в качестве первоочередной меры обязательного применения во всех платежно - расчетных документах идентификационных номеров, присваиваемых налоговыми органами каждому хозяйствующему субъекту - налогоплательщику, в целях пресечения фактов совершения финансовых операций без постановки на налоговый учет (влекущих за собой уклонение от уплаты налогов);

ведение реестра акционерных обществ, в которых государство имеет долю акций, и представление этих реестров налоговым органам для организации контроля за деятельностью указанных акционерных обществ и обеспечения более полного поступления доходов от приватизации;

введение в законодательном порядке декларирования источников доходов физических лиц, совершающих сделки по приобретению движимого, недвижимого и иного дорогостоящего имущества. Наряду с этим предполагается восстановить ранее существовавшую практику патентного порядка сбора подоходного налога с физических лиц, занимающихся различными видами торгово - посреднической деятельности, извозом на личном автотранспорте и другими видами предпринимательской деятельности;

усиление контроля за соблюдением юридическими лицами порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций;

предоставление права налоговым органам в целях пресечения фактов занижения стоимости экспортируемых товаров производить оценку таких товаров, исходя из цен на аналогичные товары на международных рынках, с учетом контрактной цены и таможенной стоимости товаров;

рассмотрение бартерных сделок как независимых экспортных и импортных сделок, определение финансового результата "по оплате" не позднее 180 дней после поставки товаров на экспорт;

введение порядка, согласно которому в случае, если доходы нерезидентов получены из источников в Российской Федерации и связаны с инвестициями в Российскую Федерацию, иностранное юридическое или физическое лицо обязано направить уведомление о таких доходах в Государственную налоговую службу Российской Федерации (с указанием их вида и размеров), что должно обеспечить эффективный контроль за их налогообложением.

Намечается также принять меры по улучшению работы налоговых органов, связанной с более широким информированием налогоплательщиков о действующем налоговом законодательстве и порядке налогообложения юридических и физических лиц, с усовершенствованием и упрощением технологии исчисления и уплаты налогов, оказанием консультационной помощи, а также осуществить мероприятия по развитию системы информатизации самих налоговых органов, дальнейшему улучшению качества обучения их персонала и повышению квалификации.

Уже внесены изменения в порядок образования централизованного фонда социального развития Государственной налоговой службы Российской Федерации, поставившие его образование в зависимость от уровня собираемости налогов.

Правительство Российской Федерации намерено проводить дальнейшее совершенствование и укрепление системы федеральных органов налоговой полиции, осуществляющих предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений и правонарушений в целях обеспечения поступления в бюджет сокрытых доходов (прибыли), а также налогов и иных обязательных платежей.

Обеспечение интересов налогоплательщика в конечном счете означает расширение базы налогообложения, что в свою очередь будет способствовать укреплению бюджета. Во главу приоритетов государства и его налоговой системы необходимо поставить заботу о прибыльности и рентабельности всех законных видов хозяйственной деятельности, иначе дальнейшее усиление налогового пресса способно нанести вред. Законно получать высокие доходы и платить с них разумные налоги - должно стать экономически более выгодным, чем балансировать на грани нарушения закона.

Усилится принудительная функция государства в отношении юридических и физических лиц, совершающих налоговые преступления и правонарушения, занимающихся криминальным бизнесом и отмыванием доходов от незаконной деятельности.

Основными направлениями деятельности таможенной службы в 1995 - 1997 годах должны стать:

эффективное применение средств таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности;

совершенствование нормативно - правовой базы, обеспечивающей эффективную деятельность таможенных органов;

дальнейшее развитие таможенной инфраструктуры;

внедрение новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их исчисления и поступления в полном объеме в федеральный бюджет;

усиление контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров и за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности таможенного и иного законодательства Российской Федерации;

повышение роли и значения правоохранительных функций таможенных органов в целях эффективного пресечения попыток контрабанды и нарушений таможенных правил;

формирование, ведение и представление таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации;

организация эффективного взаимодействия с правоохранительными и налоговыми органами в части вопросов, представляющих взаимный интерес.

Будет оказываться максимальное содействие созданию в рамках Содружества Независимых Государств единой таможенной территории в целях обеспечения благоприятных условий для динамичного и гармоничного экономического развития государств - участников Содружества Независимых Государств и проведения ими экономических реформ, формирования и расширения общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, а также упрочения прямых связей хозяйствующих субъектов Содружества.