3.5. Платежный баланс и укрепление национальной валюты

3.5. Платежный баланс и укрепление национальной валюты

Основные особенности валютно - финансового положения Российской Федерации заключаются в том, что при положительном сальдо торгового баланса государство не в состоянии пока обслуживать внешний долг в полном объеме, при огромных потребностях страны в инвестициях частный капитал предпочитает пока инвестировать в зарубежные, причем преимущественно краткосрочные, активы.

Динамика платежного баланса Российской Федерации в 1992 - 1994 годах характеризовалась следующими тенденциями:

росло положительное сальдо торгового баланса по зарегистрированным операциям, достигнув в 1994 году почти 20 млрд. долларов США. В то же время, по оценкам Государственного комитета Российской Федерации по статистике и Государственного таможенного комитета Российской Федерации, незарегистрированный импорт превысил 10 млрд. долларов США, в том числе за счет внешнеторговой деятельности физических лиц - 8 млрд. долларов США;

в связи с увеличением в соответствии с графиком платежей процентов по внешнему долгу росло отрицательное сальдо как баланса услуг, так и баланса движения капиталов (за счет увеличения амортизационных платежей в соответствии с графиком обслуживания внешнего долга и увеличения оттока краткосрочных активов, прежде всего из-за увеличения остатков на валютных счетах коммерческих банков и ввоза наличной валюты);

объем прямых иностранных инвестиций оказался незначительным для улучшения структуры платежного баланса;

объем официальных международных резервов испытывал достаточно резкие колебания на протяжении всего периода реформ, но в целом оставался на относительно невысоком уровне, что не позволяло достаточно эффективно проводить валютную политику;

фактические платежи по обслуживанию внешнего долга не соответствовали графику и осуществлялись исходя из существовавших бюджетных ограничений. Это вело к увеличению просроченных платежей и соответственно внешнего долга страны.

Внешняя задолженность Российской Федерации стала серьезным ограничителем развития не только внешнеэкономических связей страны, но и экономики в целом. В результате переговоров по задолженности в рамках Парижского клуба удалось существенно снизить нагрузку на бюджет в 1993 - 1994 годах. Однако без достижения многолетней реструктуризации внешнего долга проблема бюджетных ограничений встанет в 1995 - 1997 годах в еще более жесткой форме. Это означает, что уже начиная с 1995 года на погашение долгов придется направлять ощутимую часть национального дохода.

Политика в части внешнего долга должна исходить из необходимости обеспечения платежей по долгам в полном объеме. С этой целью Правительство Российской Федерации намерено разработать вместе с кредиторами новый подход, позволяющий обеспечить адекватное решение проблемы долга в среднесрочной перспективе.

Основная цель - добиться многолетней реструктуризации внешнего долга на переговорах с Парижским клубом и максимально благоприятных условий - с Лондонским клубом.

Недопустима дискриминация частных кредиторов по сравнению с официальными, так как это увязано с вопросом привлечения прямых иностранных инвестиций. Проблему коммерческой задолженности необходимо решать, используя все возможные способы, включая погашение со скидками, а также конвертацию задолженности по схеме "долг - акции" или "долг - прямые инвестиции".

Политика внешних заимствований будет строиться на следующих принципах:

начиная с 1996 года в целом должен быть взят курс на сокращение объема внешних заимствований;

преимущественная ориентация на заимствования у международных финансовых организаций и из других источников финансирования с льготными условиями кредитования;

сокращение привлечения связанных кредитов под гарантии Правительства Российской Федерации;

стимулирование частных кредитов без правительственных гарантий;

соотношение между платежами по внешнему долгу и привлечением новых кредитов под гарантии Правительства Российской Федерации не должно вести к ухудшению относительных показателей внешней задолженности (долг / валовой внутренний продукт, долг / экспорт и другие).

При определении основных направлений и инструментов воздействия на платежный баланс страны в условиях отмены количественных ограничений по экспорту одним из ключевых параметров становится валютный курс. Повышение реального рыночного валютного курса рубля в результате либерализации внешних экономических связей наблюдается с 1992 года. К концу 1994 года по сравнению с декабрем 1991 года он вырос более чем в 30 раз, в том числе в 1992 году - в 8,8 раза, в 1993 году - в 3,1 раза и в 1994 году - на 15 процентов. Соответственно упала эффективность экспортных операций и возросла эффективность импортных операций, в результате чего возникла тенденция к сокращению положительного сальдо торгового баланса. Поэтому немаловажное значение с точки зрения состояния платежного баланса и валютного курса в среднесрочной перспективе приобретает регулирование импорта с помощью тарифных и нетарифных инструментов.

Таким образом, задачи экономической политики в сфере регулирования платежного баланса в среднесрочной перспективе до 1997 года сводятся к следующему:

достижение договоренностей о многолетней реструктуризации внешнего долга в целях сглаживания пика платежей и переноса его на период экономического роста после 1998 года;

проведение комплекса экономических мероприятий в валютной сфере в целях прекращения "долларизации" экономики и уменьшения краткосрочных капиталов по легальным и нелегальным каналам;

обеспечение благоприятного инвестиционного климата в целях стимулирования притока прямых и "портфельных" инвестиций;

поддержание положительного сальдо торгового баланса;

усиление таможенного и валютного контроля;

совершенствование статистики платежного баланса.