3.2. Бюджет и налоговая реформа

3.2. Бюджет и налоговая реформа

Прогнозные расчеты на среднесрочную перспективу показывают, что основные показатели федерального бюджета будут характеризоваться следующими ориентировочными значениями.

Таблица 3.1

Ориентировочные показатели федерального бюджета
на 1995 - 1998 годы

         Показатели             1995    1996     1997     1998
                                 год     год      год      год
──────────────────────────────────────────────────────────────────
Доходы бюджета (в процентах к
валовому внутреннему продукту)  13,5  14 - 15   16 - 17  17 - 18

Расходы бюджета (в процентах к
валовому внутреннему продукту)
- всего                          19      19        20      20
в том числе расходы на
уплату процентов
по обслуживанию внешнего и
внутреннего долга (в процентах
к расходам бюджета)              12   17 - 19   19 - 21  19 - 21

Дефицит бюджета (в процентах
к валовому внутреннему
продукту) - всего               5,5    4 - 5     3 - 4    2 - 3
в том числе:
внутренние заимствования        3,4   3 - 3,5   3,5 - 4   3 - 4
внешние заимствования           2,1   1 - 1,5    -0,5      -1,0
банковское финансирование       2,8     2,3       2,0    1,5 - 2,0
небанковское финансирование     0,6  0,7 - 1,2 1,5 - 2,0 1,5 - 2,0

Прогноз доходов строится на основе предполагаемого роста налоговых и неналоговых поступлений в процентах к валовому внутреннему продукту с 13,5 процента в 1995 году до 14 - 15 процентов в 1996 году, 16 - 17 процентов - в 1997 году.

При прогнозировании расходов учитывалось, что дальнейшее сокращение бюджетных расходов на федеральном уровне практически невозможно.

Соотношение внутреннего долга, образовавшегося в результате эмиссии государственных ценных бумаг, и валового внутреннего продукта стабилизируется в долгосрочной перспективе на уровне 25 - 30 процентов. Это достаточно безопасный уровень для стабильно растущей экономики. Нагрузка на бюджет в связи с обслуживанием этого вида долга в перспективе не будет превышать 10 - 12 процентов суммарной величины расходов федерального бюджета. Однако вместе с обслуживанием внешнего долга в период 1995 - 2005 годов нагрузка может быть весьма существенной.

Нагрузка на бюджет, обусловленная внешним государственным долгом, начиная с 1996 года может быть уменьшена, если реальный курс рубля будет повышаться. Однако интенсивный рост реального курса рубля будет понижающе действовать на сальдо торгового баланса. В этом случае использование инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности должно содействовать росту экспорта и ограничению импорта. Для улучшения платежного баланса государство будет стимулировать рост положительного сальдо по капитальным счетам, включая привлечение прямых иностранных инвестиций и создание условий для репатриации российских капиталов из-за рубежа. Россия продолжит переговоры с кредиторами по долгосрочной реструктуризации внешнего долга, с тем чтобы расходы по его обслуживанию и постепенному погашению не привели к сокращению текущих расходов федерального бюджета.

В источниках покрытия дефицита бюджета основную часть составят внутренние заимствования, в то время как величина чистых внешних поступлений начиная с 1996 года будет уменьшаться.

В составе внутренних заимствований будет возрастать доля небанковского финансирования, то есть покупка государственных ценных бумаг населением, предприятиями и крупными институциональными инвесторами. После 1997 года этот источник финансирования дефицита бюджета должен стать основным.

Для осуществления программы заимствований Правительство Российской Федерации предусматривает начиная со II квартала 1995 года расширение объемов заимствований на внутреннем финансовом рынке, включая привлечение средств населения.

Увеличение объема заимствований базируется на совершенствовании торговых технологий, расширении перечня предлагаемых на рынке финансовых инструментов, рассчитанных на различные интересы инвесторов. Предполагается развивать региональные рынки государственных ценных бумаг путем создания дополнительных торговых площадок на территории России, привлекать сбережения населения за счет улучшения доступа мелких клиентов к государственным ценным бумагам через систему банков.

На первом этапе (1995 - 1996 годы) важно привлечь на рынок государственного долга находящиеся у населения средства в валюте.

В связи с этим предполагается выпуск государственных ценных бумаг в валютном номинале для мелкого инвестора и продажа их через разветвленную дилерскую сеть. В дальнейшем укрепление позиций государства на рынке заимствований позволит осуществлять эмиссию ценных бумаг, ориентированных на мелкого инвестора, в национальной валюте. Укреплению интереса к государственным ценным бумагам будет способствовать выпуск с июня 1995 года золотых сертификатов.

Значительные финансовые ресурсы, длительное время находящиеся в активах финансовых компаний, особенно страховых и пенсионных фондов, будут привлечены для финансирования государственного долга путем предложения специальных государственных среднесрочных ценных бумаг, обеспечивающих положительную процентную ставку и высокую ликвидность.

По мере снижения инфляции и появления у инвестора устойчивой уверенности в надежности инвестиций Правительство Российской Федерации намерено существенно удлинять сроки заимствований, формируя среднесрочный рынок государственных заимствований. В конце 1995 года предполагается выпуск первых видов среднесрочных государственных облигаций с плавающей процентной ставкой, конвертируемых в 1996 году в обязательства с фиксированными процентами.

Эффективное использование государственной собственности предполагает продажу части активов путем выпуска государственных ценных бумаг, конвертируемых в последующем в акции приватизированных предприятий. Такой подход не только позволит привлечь на финансирование дефицита бюджета средства крупных инвесторов, но и будет способствовать повышению курсовой стоимости акций продаваемых предприятий.

Для достижения указанных ориентировочных показателей в 1995 - 1996 годах предстоит завершить бюджетно - налоговую реформу, которая позволит существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать механизмы действенного контроля за использованием государственных финансовых ресурсов.

Назрела необходимость внесения существенных изменений в действующую налоговую систему. Они, однако, не предполагают ее радикального преобразования: основные виды федеральных, региональных и местных налогов должны сохраниться, поскольку большинство применяемых налогов при улучшении порядка их исчисления и сбора в целом соответствуют условиям развития российской экономики.

Основными направлениями налоговой реформы являются:

снижение налогового бремени и упрощение налоговой системы за счет отмены или снижения ставок ряда налогов и отчислений во внебюджетные фонды;

расширение налоговой базы за счет отмены не оправдавших себя налоговых льгот, расширение круга плательщиков налогов и состава источников налогообложения, что позволит реализовать принцип "налоговой справедливости";

постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на доходы и имущество физических лиц;

решение комплекса мер, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

В частности, предстоит осуществить меры по снижению ставок основных налогов, которыми облагаются предприятия, с одновременным улучшением их сбора; совершенствованию системы расчетов и взимания налога на добавленную стоимость (переход к обязательному использованию системы счетов - фактур), что облегчит инспектирование и контроль за сбором налога на добавленную стоимость; поэтапной отмене налога на сверхнормативный фонд потребления с компенсацией потерь бюджетов за счет увеличения поступлений от налога на доходы физических лиц и иных источников.

Планируется дальнейшее распространение программы модернизации системы сбора налогов в регионах с координацией работ по ее компьютеризации.

В 1995 году Правительство Российской Федерации намерено внести на рассмотрение Федерального Собрания Налоговый кодекс Российской Федерации, который станет всеобъемлющим документом, регламентирующим взаимоотношения государства и налогоплательщиков.

Предстоит пересмотреть принципы регулирования амортизационной политики предприятий, законодательно закрепить основы таможенно - тарифной политики России.

Серьезное внимание предстоит уделить повышению качества работы органов, занимающихся сбором государственных доходов. Номинальные ставки по основным видам налогов, действующие сегодня, в случае повышения их собираемости способны обеспечить поступление налоговых доходов в бюджет в размере до 17 - 18 процентов от валового внутреннего продукта вместо 12 - 13 процентов, планируемых в 1995 году. Улучшение сбора на 5 - 6 процентных пунктов обеспечило бы более стабильный уровень финансирования из федерального бюджета.

Реализация политики постепенной стабилизации макроэкономической ситуации с неизбежностью приводила к тому, что государство сокращало бюджетные расходы. Политика поэтапного снижения бюджетного дефицита приблизила долю расходов федерального бюджета по отношению к валовому внутреннему продукту к пределу, ниже которого опускаться опасно.

Одна из основных задач Правительства Российской Федерации на 1995 - 1997 годы - не допустить дальнейшего снижения доли расходов федерального бюджета по отношению к валовому внутреннему продукту.

При формировании среднесрочной стратегии бюджетной политики следует учитывать следующие тенденции изменения отдельных статей расходов федерального бюджета:

доля платежей по обслуживанию государственного долга будет возрастать;

доля расходов на выплату заработной платы и пособий населению несколько увеличится, но в основном будет стабильна;

сокращение дотаций предприятиям будет связано с постепенным решением проблем структурной перестройки сельского хозяйства, угольной, оборонной и других отраслей промышленности.

Основное направление государственной политики в области расходов бюджета - переход от неэффективных расходов к необходимым. Будет проведена "инвентаризация" всех расходов, внимательно проанализированы эффективность и целесообразность тех или иных государственных расходов. Этому должны способствовать завершение создания системы федерального казначейства, укрепление контрольных органов финансовой системы, более жесткий контроль за принятием решений о расходовании бюджетных средств.

Все это позволит России в 1998 году иметь устойчивый сбалансированный бюджет, который будет обеспечивать макроэкономическую стабильность.