1.3. Программа Правительства Российской Федерации на 1993 - 1995 годы и ход ее выполнения

1.3. Программа Правительства Российской Федерации на 1993 - 1995 годы и ход ее выполнения

Принятая в 1993 году среднесрочная программа Правительства "Развитие реформ и стабилизация российской экономики" была построена с учетом этих объективных закономерностей, и анализ хода ее выполнения позволяет, во-первых, сделать вывод о том, что процесс перехода России к рыночной экономике идет трудно, противоречиво, с немалыми ошибками и потерями, но в целом успешно, и, во-вторых, определить, какая часть пути пройдена и какую еще предстоит пройти, на каком этапе находится экономика страны.

К настоящему времени достигнута весьма высокая степень либерализации и открытости экономики России. Государство прекратило контроль над ценами на подавляющее большинство товаров и услуг. Свободно формируются хозяйственные связи. Отменено большинство нетарифных ограничений на внешнеторговые операции, включая экспорт нефти и нефтепродуктов. Свободно определяется валютный курс рубля. Достигнуто устойчивое положительное сальдо внешнеторгового баланса. Рост открытости экономики заметно подорвал монополизм.

Нельзя утверждать, что либерализация российской экономики доведена до конца. Здесь еще немало сложных задач, особенно на уровне регионов. Тем не менее она близка к практически целесообразным в сложившихся обстоятельствах пределам, наметки программы 1993 года в этой сфере в основном выполнены.

Значительные успехи достигнуты в приватизации. 112 тысяч государственных и муниципальных предприятий сменили форму собственности, в 1994 году в негосударственном секторе произведено почти две трети валового внутреннего продукта.

Это значит, что задачи, поставленные программой 1993 года, в основном выполнены и в этой сфере.

Конечно, до достижения целей приватизации, прежде всего формирования широкого слоя эффективных собственников и их воздействия на рост масштабов и эффективности производства, еще достаточно далеко.

Однако первый этап пройден и завершен в целом успешно.

В области макроэкономической стабилизации цели программы не достигнуты, хотя многие из предусмотренных этой программой мер осуществлены, например, ликвидация централизованных субсидированных кредитов, создание неинфляционных механизмов покрытия бюджетного дефицита, переход к принципам бюджетного федерализма.

Однако темп инфляции к концу 1994 года составил 14 - 16 процентов в месяц вместо намечавшихся 5 - 7 процентов, а в январе 1995 года он поднялся до 17,8 процента. Не обеспечена стабильность национальной валюты. В течение 1993 - 1994 годов бюджетный дефицит, не опускаясь ниже 8 - 10 процентов валового внутреннего продукта, финансировался главным образом за счет кредитов Центрального банка Российской Федерации, то есть за счет эмиссии.

В течение 1994 года проявились определенные позитивные результаты проводившейся умеренно жесткой финансовой и денежной политики. Три квартала поддерживалась положительная ставка банковского процента и стали расти рублевые накопления. До августа устойчиво снижалась инфляция, дойдя до 4,6 процента в месяц - наименьшего значения с января 1992 года. Складывались все более благоприятные условия для трансформации накоплений в инвестиции.

Однако с апреля - мая денежная политика была ослаблена. Снижение темпов инфляции, в течение полугода происходившее на фоне опережающего роста денежной массы, создавало иллюзию, что такая тенденция сохранится и далее. Относительная стабилизация рубля искусственно поддерживалась интервенциями Центрального банка Российской Федерации, тогда как рост денежной массы уже создавал избыточное предложение рублей на валютном рынке. Кроме того, растущие накопления, пока их трансформация в инвестиции еще не началась, также искали выгодного приложения и нашли их на валютном рынке.

Совокупность этих факторов привела к "черному вторнику" 11 октября 1994 года и срыву тенденций к макроэкономической стабилизации. Рост инфляции в сентябре - декабре, еще один опасный перелом в инфляционных ожиданиях, показывает, что кризис на валютном рынке не был случайностью. Главный урок, который следует извлечь из этих событий, состоит в том, что курс на макроэкономическую стабилизацию должен осуществляться твердо, без оглядки на возможность получения сиюминутных экономических или политических выгод.

Определенное дестабилизирующее влияние на экономику оказали политические события, особенно чеченский кризис. Несмотря на неудачи осени 1994 года, можно утверждать, что российская экономика в основном прошла первый этап переходного периода - этап кризисного развития.

От общего спада и высокой инфляции экономика страны перешла в фазу структурного кризиса, особенно тяжелого для России, прежде всего потому, что у нас деформация в структуре производства в силу особенностей экономического и политического развития значительно больше, чем в других странах с переходной экономикой. Однако вхождение в этап структурного кризиса свидетельствует о появлении реальной возможности остановить спад. Это подтверждают и наметившиеся тенденции к стабилизации промышленного производства.

Кризис еще не исчерпал себя окончательно, но для его преодоления появились объективные предпосылки. Вопрос в том, чтобы их реализовать наилучшим образом.