Приложение 11. Экз. N ________
"УТВЕРЖДАЮ" ________________________________________ (должность, инициалы и фамилия должностного лица, утверждающего акт расследования авиационного происшествия) "__" _________ 20__ г.
АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ
АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
__________________________________________________________________
(вид авиационного происшествия)
с самолетом (вертолетом) ________________________________________, (тип, государственный учетный и заводской номера, принадлежность) происшедшего _____________________________________________________ (дата и место авиационного происшествия)
Дается краткое изложение обстоятельств авиационного происшествия. Указываются состав комиссии по расследованию, представители, участвовавшие в расследовании.
I. Общие сведения
1. Излагаются следующие данные:
а) дата происшествия, тип воздушного судна, опознавательный номер, принадлежность воздушного судна и экипажа;
б) характер задания, количество членов экипажа и служебных пассажиров на борту, количество груза и его характеристика;
в) аэродром взлета, время вылета (местное и московское), намеченный пункт посадки;
г) этап полета, на котором произошло происшествие, время (местное и московское), время суток (день, ночь), метеоусловия (простые, сложные);
д) место происшествия относительно легко определяемого географического пункта (широта, долгота), его высота над уровнем моря, краткая характеристика местности.
2. Сведения о телесных повреждениях:
┌────────────────┬───────────────┬─────────────┬─────────────────┐ │Степень тяжести │ Члены экипажа │ Служебные │ Прочие лица │ │ телесных │ (Ф.И.О.) │ пассажиры │ (Ф.И.О.) │ │ повреждений │ │ (Ф.И.О.) │ │ ├────────────────┼───────────────┼─────────────┼─────────────────┤ ├────────────────┼───────────────┼─────────────┼─────────────────┤ └────────────────┴───────────────┴─────────────┴─────────────────┘
3. Сведения о повреждении воздушного судна.
Дается краткое описание повреждения, полученного воздушным судном во время авиационного происшествия (разрушено, существенно повреждено, незначительно повреждено, не повреждено).
4. Сведения о прочих повреждениях.
Дается краткое описание повреждений, причиненных другим объектам, помимо воздушного судна.
5. Сведения о членах экипажа:
а) должность;
б) фамилия, имя, отчество;
в) дата рождения;
г) класс;
д) образование (наименование учебных заведений и годы их окончания);
е) метеоминимум (для командиров воздушного судна);
ж) общий налет, налет на испытания авиационной техники, налет на данном типе воздушного судна;
з) наличие авиационных происшествий и инцидентов в прошлом (если имели место, указать, когда и по какой причине);
и) наличие обязательных проверок профессиональных навыков и даты их выполнения;
к) дата последнего медицинского освидетельствования и его заключение;
л) время прохождения медицинского контроля перед полетом и его результат;
м) информация о времени работы в день авиационного происшествия (в полете и общее рабочее время).
Дается краткая оценка профессиональной подготовки экипажа.
6. Сведения о персонале служб УВД и обеспечения полетов (приводятся в случае, когда авиационное происшествие связано с неправильными действиями этих служб):
а) должность;
б) фамилия, имя, отчество;
в) дата рождения;
г) образование (наименование учебных заведений и годы их окончания);
д) время работы в данной должности, специальная подготовка, квалификация;
е) наличие нарушений, неправильных действий в прошлом;
ж) прохождение медицинского контроля и инструктажа перед заступлением на дежурство;
з) последняя проверка теоретических знаний и практических навыков.
Дается краткая оценка уровня профессиональной подготовки персонала наземных служб.
7. Сведения о воздушном судне:
а) тип, государственный учетный номер, заводской номер, завод-изготовитель и дата выпуска;
б) документ, разрешающий полеты данного типа воздушного судна;
в) ресурс и срок службы;
г) налет с начала эксплуатации, количество посадок;
д) количество ремонтов, ремонтный завод и дата последнего ремонта, налет и количество посадок после последнего ремонта;
е) виды последнего технического обслуживания;
ж) количество и тип ГСМ, их кондиционность;
з) наличие (или отсутствие) замечаний экипажа по подготовке авиатехники к последнему полету и ее работе, отказы и повреждения, известные до полета и во время полета, если они имеют отношение к авиационному происшествию;
и) сведения о массе и центровке воздушного судна, допустимые пределы их изменения;
к) сведения о технической эксплуатации воздушного судна.
Если происшествие связано с нарушением работы двигателей либо других агрегатов, то и по этим двигателям (агрегатам) указываются:
а) тип, заводской номер, завод-изготовитель, дата выпуска;
б) ресурс и срок службы;
в) наработка с начала эксплуатации и после последнего ремонта, количество ремонтов, ремонтный завод, дата последнего ремонта.
8. Сведения о перевозимом грузе:
┌─────┬────────────────────┬─────────────┬───────────────────────┐ │ N │ Наименование груза │ Масса груза │Основание для перевозки│ │ п/п │ │ │ груза │ ├─────┼────────────────────┼─────────────┼───────────────────────┤ ├─────┼────────────────────┼─────────────┼───────────────────────┤ └─────┴────────────────────┴─────────────┴───────────────────────┘
9. Метеорологическая информация.
Указывается прогнозируемая и фактическая погода на месте авиационного происшествия:
а) условия естественного освещения во время происшествия;
б) видимость горизонтальная и вертикальная;
в) облачность;
г) наличие осадков;
д) направление и скорость ветра;
е) температура воздуха и атмосферное давление;
ж) наличие опасных метеоусловий (явлений).
Дается краткая оценка метеорологического обеспечения полета, наличие метеоинформации у экипажа.
10. Сведения о средствах связи, навигации, посадки и УВД.
Указываются данные об их наличии, исправности и порядке использования.
Дается краткая оценка их технической эксплуатации и соответствия требованиям нормативных документов.
11. Сведения об аэродроме (если авиационное происшествие произошло в его пределах).
Приводятся данные о классе аэродрома, характеристиках ВПП, наличии и расположении препятствий в районе аэродрома, а также краткая оценка технического состояния аэродрома.
12. Сведения о средствах объективного контроля.
Указываются типы бортовых СОК, установленных на воздушном судне, их состояние после обнаружения и полученные с их помощью данные.
13. Сведения о состоянии воздушного судна и расположения его фрагментов на месте авиационного происшествия.
Даются общие сведения о месте происшествия и характере разброса элементов конструкции. Прилагается схема (кроки) места происшествия и ее описание.
14. Медицинские сведения и результаты патологоанатомических исследований.
Дается краткое описание результатов проведенных исследований.
15. Сведения о состоянии членов экипажа и других лиц при авиационном происшествии.
Дается краткое описание местонахождения членов экипажа и других лиц и полученных ими телесных повреждений.
Приводится информация о:
а) силах и перегрузках, действовавших на людей, находившихся на борту воздушного судна и при вынужденном покидании (катапультировании);
б) связи полученных телесных повреждений с особенностями конструкции кресел, элементов конструкции воздушного судна, особенностями их разрушения, со вдыханием дыма и продуктов горения, разгерметизацией кабины, вынужденным покиданием (катапультированием).
16. Сведения о действиях поисковых аварийно-спасательных и пожарных команд:
Указывается:
а) время обнаружения места авиационного происшествия;
б) время прибытия аварийно-спасательной команды на место авиационного происшествия и ее состав;
в) время эвакуации членов экипажа и других лиц, пострадавших при авиационном происшествии;
г) причины возникновения пожара и его характер;
д) время, затраченное на его ликвидацию.
Дается оценка эффективности действий поисковой, аварийно-спасательной служб и пожарных команд.
17. Краткое описание результатов испытаний и специальных исследований.
18. Информация об административной деятельности организаций, имеющих отношение к происшествию.
19. Информация об организации, использующей экспериментальное воздушное судно:
а) организационно-правовой статус;
б) структура и функции;
в) наличие нормативных документов в организации.
20. Дополнительная информация.
Приводится любая информация, необходимая для обоснования заключения о причинах происшествия и не отраженная в предыдущих разделах акта. При необходимости делаются точные ссылки на другие материалы расследования.
21. В случае использования в ходе расследования каких-либо новых методов исследования излагается их существо и указываются результаты, а также краткое обоснование причин их использования.
II. Анализ причин авиационного происшествия
1. В настоящем разделе, являющемся основным в акте расследования, излагаются все обоснования заключения о причинах авиационного происшествия.
Раздел должен содержать:
а) хронологическое описание событий, имевших место в процессе возникновения и развития особой ситуации, с указанием причинно-следственных связей между ними;
б) анализ всех выявленных в процессе расследования отклонений в действиях должностных лиц, работе авиационной техники, отклонений от норм ее проектирования, изготовления и эксплуатации, недостатков в подготовке и обеспечении полета, в нормативных документах и т.п. с определением степени влияния этих отклонений на возникновение и развитие особой ситуации, исход полета и обоснованием необходимости разработки мероприятий по их устранению.
2. Приводятся факторы, оказавшие благоприятное воздействие на исход полета или последствия авиационного происшествия.
3. Вся информация, необходимая для понимания причин авиационного происшествия и обоснования заключения по нему, включается в текст анализа. При необходимости даются точные ссылки на другие материалы расследования.
III. Заключение
Излагаются причины авиационного происшествия с указанием факторов, способствовавших его возникновению. Формулировка причин должна исключать двусмысленное их понимание.
IV. Другие недостатки, выявленные при расследовании
Указываются все недостатки и нарушения в подготовке и действиях экипажа, персонала служб обеспечения и управления полетом, в проектировании, изготовлении и технической эксплуатации авиационной техники, недостатки в нормативных документах, выявленные в процессе расследования авиационного происшествия, которые не оказали непосредственного влияния на исход полета, но отрицательно влияют на безопасность полетов в целом.
V. Рекомендации по повышению безопасности полетов
В разделе приводятся рекомендации (без указания исполнителей и сроков выполнения), направленные на устранение выявленных при расследовании авиационного происшествия недостатков.
Председатель комиссии ____________________________________________ (подпись, Ф.И.О.) Заместитель председателя комиссии ________________________________ (подпись, Ф.И.О.) Члены комиссии: __________________________________________________ (подпись, Ф.И.О.)