7. Особенности государственной поддержки развития районов арктической зоны России
К основным специфическим чертам российской Арктики как особого объекта государственного регулирования и поддержки относятся: экстремальные природно - климатические условия, крайняя уязвимость природной среды и необратимость ее нарушений, значительная доля коренных малочисленных народов Севера в общей численности населения арктических районов, почти полная зависимость от поставок топлива, продовольствия и другой продукции по Северному морскому пути.
В силу природно - климатической специфики районы арктической зоны России требуют специальных мер государственной поддержки, которые должны осуществляться в приоритетном порядке, чтобы в перспективе обеспечить устойчивое развитие экономики этих районов.
Природные ресурсы Арктики, особенно ресурсы континентального шельфа, являются стратегическим резервом общенационального значения. В связи со сложными природными условиями и высоким риском хозяйственной деятельности в Арктике, требующей крупных капитальных вложений при решении технических, природоохранных, социальных и научных проблем, следует учитывать при принятии решения об освоении ресурсов этой зоны потребности страны в сырьевых ресурсах, возможности их освоения в более благоприятных климатических условиях, конъюнктуру мирового рынка, а также экономические, социальные, экологические, оборонные и политические факторы.
В экономике арктических территорий главенствующую роль играют транспорт, энергетика и связь, стоимость услуг которых возросла в значительно большей степени, чем в остальной России. Поэтому выход на устойчивый режим функционирования экономики арктических районов невозможен без государственного контроля за ценами и тарифами на услуги транспортных и энергетических монополий.
Научно - экспедиционная и туристическая деятельность в Арктике должна регулироваться государством исходя из требований охраны окружающей среды и национальной безопасности. В пределах арктической зоны сохранится разрешительный порядок на осуществление такой деятельности. С точки зрения интересов национальной безопасности должно рассматриваться и международное сотрудничество в арктической зоне.
При осуществлении хозяйственной, научной и туристической деятельности в Арктике особое внимание следует уделить обеспечению экологической безопасности. Необходимо установить специальный режим природопользования в Арктике. Государство должно оказывать поддержку реализации только экологически безопасных проектов. Следует проводить хозяйственные мероприятия в первую очередь на уже освоенных территориях, активнее стимулировать экологически ориентированную хозяйственную деятельность, решить проблемы утилизации радиоактивных отходов атомных ледоколов, подводных лодок и электростанций, расширять долю особо охраняемых территорий и акваторий (национальных парков, заповедников и др.).
Приоритетный объект государственной поддержки в Арктике - Северный морской путь. Государство призвано обеспечить за счет средств федерального бюджета эффективное функционирование и развитие элементов транспортной системы, находящихся в федеральной собственности (ледокольного флота, систем навигационно - гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, аварийно - спасательных судов, дальней радиорелейной и космической связи), а также оказывать поддержку коммерческим предприятиям морского флота, обеспечивающим транспортировку грузов и перевозку пассажиров в Арктике.
Содействовать росту объемов грузоперевозок, осуществляемых по трассе Северного морского пути, будет применение гибкой тарифной политики. Формирование на базе арктических портов точечных локальных зон таможенного благоприятствования и предполагаемое начало трансконтинентальных перевозок дадут дополнительный импульс развитию Северного морского пути.
Для более эффективного обеспечения интересов хозяйствующих субъектов северных территорий, отправителей и получателей грузов структура управления арктической морской транспортной системой должна быть приведена в соответствие с рыночными условиями хозяйственной деятельности.
В краткосрочном периоде приоритетное развитие получат перевозки в западном секторе трассы Северного морского пути. Будет усовершенствована структура его управления. Государство предпримет меры для продления срока эксплуатации действующих атомных ледоколов и увеличения объема перевозок грузов по Северному морскому пути.
В среднесрочном периоде освоение источников углеводородного сырья на шельфе морей западного сектора Арктики, применение гибкой тарифной политики позволят восстановить объемы перевозок по трассе Северного морского пути до уровня конца 80-х годов.
В долгосрочной перспективе Северный морской путь, оставаясь национальной транспортной магистралью в Арктике, будет широко использоваться для межконтинентальных перевозок грузов. При этом международное судоходство будет осуществляться по правилам, предусмотренным федеральным законодательством или международными договорами Российской Федерации. Ледокольный и транспортный флот в Арктике пополнится новыми судами. Северный морской путь станет самоокупаемым.