5.3. Развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

5.3. Развитие субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований

Правительство Российской Федерации будет осуществлять комплекс взаимоувязанных мер по поддержке и развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках единого целеполагания, включая:

увеличение количества "центров роста" экономики как необходимого условия технологического развития, повышения инвестиционной привлекательности и международной конкурентоспособности российской экономики;

развитие и поддержание локальных центров экономического роста с учетом территориальных факторов (экономико-географического положения, агроклиматических ресурсов, культурно-исторического и природного наследия, транзитного потенциала и возможностей приграничного сотрудничества);

реализацию инфраструктурных проектов по повышению транспортной и информационной связанности территорий, межрегиональной интеграции, мобильности населения, доступности и качества услуг социальной инфраструктуры;

улучшение экологической ситуации, повышение качества среды обитания и комфортности городских агломераций;

обеспечение в условиях реализации национальных проектов стабильности системы межбюджетных отношений, создание условий для полного финансирования мероприятий национальных проектов на федеральном, региональном и муниципальных уровнях;

внедрение системы долгосрочного бюджетного планирования на региональном и местном уровнях, соответствующих целям и задачам национальных проектов;

внедрение и обучение механизмам участия граждан Российской Федерации в решении вопросов социально-экономического развития соответствующих территорий на основе широко распространенной в мире концепции партисипаторного (инициативного) бюджетирования, обеспечив рост доли субъектов Российской Федерации, утвердивших программу (мероприятия) по развитию инициативного бюджетирования в составе государственных программ субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 50 процентов.

В первоочередном порядке Правительство Российской Федерации планирует реализовать меры, обеспечивающие:

систематизацию мер и создание прозрачных механизмов государственной поддержки, оказываемых инвесторам, на территориях с особым режимом ведения предпринимательской деятельности;

формирование нового механизма развития территорий с особым режимом ведения предпринимательской деятельности и переформатирование действующих площадок с преференциальными условиями ведения деятельности с учетом нового механизма;

создание условий для сбалансированного бюджета субъектов Российской Федерации и сглаживания дифференциации в уровне бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, в том числе за счет пролонгации до 2024 года решения по централизации в федеральном бюджете доходов от налога на прибыль организаций;

реализацию мер по стимулированию роста доходного потенциала субъектов Российской Федерации, в том числе путем предоставления субъектам Российской Федерации грантов за достижение наивысших темпов наращивания экономического (налогового) потенциала и дотаций в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций;

переориентацию и приоритизацию целевых межбюджетных трансфертов с учетом задач и приоритетов Указа и Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (на основе дифференцированного подхода к направлениям и мерам государственной поддержки различных типов территорий, например, агломераций с учетом особенностей систем расселения, транспортной доступности, динамики развития экономики и других факторов пространственного развития);

обеспечение предсказуемости предоставления целевых межбюджетных трансфертов (расширение "горизонтов" планирования, формализация правил предоставления и распределения межбюджетных трансфертов, повышение финансовой дисциплины субъектов Российской Федерации и главных распорядителей бюджетных средств);

уточнение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, совершенствование их финансового обеспечения и организации эффективного исполнения указанных полномочий, оценка регулирующего воздействия действующих нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные требования к исполнению полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

повышение качества управления финансами в общественном секторе в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

расширение и укрепление хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, создание межрегиональных производственных и инфраструктурных кластеров;

стимулирование субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к межрегиональной кооперации и интеграции, наращиванию экономического потенциала, бюджетной консолидации приоритетных расходов с учетом целей и стратегических задач развития Российской Федерации, в том числе путем введения "горизонтальных" межбюджетных трансфертов;

реализацию механизмов опережающего социально-экономического развития геостратегических территорий, увеличение ежегодных объемов их ресурсного обеспечения;

формирование новых подходов к развитию городов, обеспечив в рамках пилотного проекта реализацию не менее 20 комплексных программ развития крупных городов с населением свыше 1 млн. человек и связанных с ними населенных пунктов, и обучение до 2020 года по программам городского развития не менее 30 управленческих региональных и муниципальных команд;

развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".