2.2. Наука
По итогам 2017 года число организаций, выполнявших исследования и разработки, составило 3944 и увеличилось по сравнению с 2008 годом на 278 организаций (3666 организаций в 2008 году). Вместе с тем наблюдаются значительная дифференциация научных и образовательных организаций по результативности и эффективности работы, концентрация исследовательского потенциала лишь в нескольких регионах страны.
В 2017 году отмечается снижение по сравнению с 2008 годом общей численности исследователей, занятых научными исследованиями и разработками, на 16,0 тыс. человек (359,8 тыс. человек в 2017 году и 375,8 тыс. человек в 2008 году). Вместе с тем число исследователей в возрасте до 39 лет возросло по сравнению с 2010 годом на 26,7 тыс. человек и составило 157,8 тыс. человек. Российские школьники и студенты традиционно оказываются в числе лидеров международных соревнований в области естественных и технических дисциплин, однако не все они реализуют себя в этой области. Это не позволяет изменить сложившуюся ситуацию на рынке труда.
Доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в общем объеме ВВП в 2017 году составила 1,11 процента, увеличившись по сравнению с 2008 года на 0,07 процентного пункта (1,04 процента в 2008 году).
При имеющемся положительном опыте реализации масштабных технологических проектов сохраняется проблема невосприимчивости экономики и общества к инновациям, что препятствует практическому применению результатов исследований и разработок (доля инновационной продукции в общем выпуске составляет всего 8 - 9 процентов; инвестиции в нематериальные активы в России в 3 - 10 раз ниже, чем в ведущих государствах; доля экспорта российской высокотехнологичной продукции в мировом объеме экспорта составляет около 0,4 процента). Практически отсутствует передача знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики, что сдерживает развитие и использование технологий двойного назначения.
Недостаточное взаимодействие сектора исследований и разработок с реальным сектором экономики, "разомкнутость" инновационного цикла приводят к тому, что государственные инвестиции в человеческий капитал фактически обеспечивают рост конкурентоспособности других экономик, вследствие чего возможности удержания наиболее эффективных ученых, инженеров, предпринимателей, создающих прорывные продукты, существенно сокращаются в сравнении со странами, лидирующими в сфере инноваций.
В результате реализации принятых Правительством Российской Федерации мер в области научно-технологического развития будет обеспечено присутствие Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, в том числе:
по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, в изданиях, индексируемых в международных базах данных (с 11-го места в 2017 году до 5-го места в 2024 году);
по удельному весу в общем числе заявок на получение патента на изобретение, поданных в мире по областям, определяемым приоритетами научно-технологического развития (с 8-го места в 2016 году до 5-го места в 2024 году);
по численности исследователей в эквиваленте полной занятости (по данным ОЭСР) будет сохранено 4-е место.
Соотношение темпа роста внутренних затрат на исследования и разработки к темпу роста валового внутреннего продукта возрастет до 1,02.