1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала

1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала

1.1. Снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование

Максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 573 тыс. рублей в 2013 году, был снижен с 34 до 30 процентов, а с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации был установлен тариф в размере 10 процентов.

При этом для плательщиков страховых взносов, которые в 2011 году уплачивали указанные взносы по максимальному тарифу 26 процентов, а также для социально ориентированных некоммерческих организаций снижен до 20 процентов максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисляемый на выплаты до установленной предельной величины облагаемой базы.

Кроме того установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов:

- для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности, - 30 процентов в пределах установленной величины взносооблагаемой базы;

- для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, - 14 процентов в пределах установленной величины взносооблагаемой базы.

Данный механизм снижения тарифов страховых взносов привел к снижению эффективной ставки обложения взносами, причем в наибольшей степени выгоды от такого снижения получило большинство работодателей (в составе работников у которых находятся как низкооплачиваемые категории, так и категории, заработная плата которых превышает средние показатели по российской экономике), поскольку снижение эффективной ставки обложения взносами коснулось всех работников, чья годовая заработная плата составляет 720 тысяч рублей и менее.

1.2. Совершенствование амортизационной политики

Правительством Российской Федерации в Государственную Думу был внесен проект федерального закона, уточняющий порядок восстановления в доходах суммы расходов на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств, а также расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (так называемой "амортизационной премии"), в случае реализации основных средств, в отношении которых такие капитальные вложения были осуществлены, ранее чем по истечении пяти лет с момента введения их в эксплуатацию.

Восстановлению будут подлежать суммы указанных капитальных расходов только в том случае, если основные средства реализованы лицу, являющемуся взаимозависимым по отношению к налогоплательщику. Эта мера направлена на устранение препятствий для осуществления инновационной и инвестиционной деятельности. При этом сохраняется механизм, предотвращающий злоупотребление данной налоговой преференцией со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих указанную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже между взаимозависимыми лицами.

1.3. Меры налоговой поддержки плательщиков налога на доходы физических лиц

В положения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) был внесен ряд изменений в целях поддержки физических лиц.

Во-первых, в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства был введен особый порядок отражения в составе доходов средств финансовой поддержки в виде субсидий, которые отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет данного источника, но не более двух налоговых периодов с даты их получения.

Во-вторых, установлена ставка налога в размере 13 процентов в отношении доходов, полученных от осуществления трудовой деятельности физическим лицом, не признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, в рамках Государственной программы по стимулированию и организации процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников.

В-третьих, при получении социального налогового вычета у налогоплательщиков появилась возможность учесть пожертвования, направленные благотворительным организациям, социально ориентированным некоммерческим организациям, некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных, некоммерческим организациям на формирование (пополнение) целевого капитала, в целях уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

В-четвертых, был предусмотрен специальный механизм переноса на предшествующие налоговые периоды, но не более трех, остатка имущественного налогового вычета для пенсионеров, не имеющих доходов, облагаемых по налоговой ставке в размере 13 процентов.

В-пятых, в целях реализации демографической и социальной политики в сфере поддержки семей, имеющих детей, увеличен до 3 000 рублей размер стандартного налогового вычета для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми, а также на каждого ребенка-инвалида.

В-шестых, был внесен ряд изменений в законодательство о налогах и сборах, направленных на освобождение от налогообложения доходов физических лиц, в частности:

- расширен перечень оснований, по которым освобождаются от обложения средства, получаемые физическими лицами из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на развитие личного подсобного хозяйства;

- предусмотрено освобождение выплат, произведенных добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг на возмещение расходов добровольцев;

- изменен порядок налогообложения налогом на доходы физических лиц компенсационных выплат, связанных с увольнением работников (таких, как выплаты выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации) в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- для устранения неоднозначных трактовок по вопросам налогообложения правопреемников умерших застрахованных лиц, формирующих накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионном фонде Российской Федерации и в негосударственных пенсионных фондах, освобождены от налогообложения суммы пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии в негосударственных пенсионных фондах, выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица;

- предусмотрено освобождение от налогообложения единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный статьей 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".