2.2.4. Переход к более сложным форматам публикации данных, организация взаимодействия с потребителями данных для определения потребности в них, а также верификация и уточнение данных

2.2.4. Переход к более сложным форматам публикации
данных, организация взаимодействия с потребителями данных
для определения потребности в них, а также верификация
и уточнение данных

Развитием работы по открытию государственных данных является постепенный переход к более перспективным моделям открытых данных - RDF (Resource Description Framework), а в последующем и к модели связанных данных (Linked data).

RDF- и Linked data-модели позволяют исчерпывающе описывать представленные данные, а также используемые справочники в единой нотации с возможностью интеграции данных. Так, например, в модели RDF данные представлены в виде триплетов (троек) "субъект - предикат - объект", что позволяет описывать практически любые свойства сущностей из предметной деятельности федерального органа исполнительной власти.

Перевод данных в вышеназванные форматы - достаточно трудоемкий процесс, поэтому перевод данных в них должен производиться поэтапно.

Развитие направления открытых данных подразумевает организацию отлаженной работы с потребителями данных - гражданами и разработчиками. Взаимодействие необходимо организовать по двум основным направлениям:

1. Оценка потребности в открытых данных, выявление первоочередных данных для публикации.

2. Процесс исправления фактических ошибок в открытых данных, описывающих объекты в предметной области деятельности федерального органа исполнительной власти, и выверка самих данных (процесс соотнесения состояния объекта в реальном мире с его описанием в информационной системе федерального органа исполнительной власти на основе данных системы).

Сбор информации о востребованности данных может быть организован одним из следующих способов:

а) оценка запросов пользователей (потребителей данных или, возможно, государственных услуг федерального органа исполнительной власти) посредством обратной связи;

б) электронные опросы на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, а также на тематических форумах и сообществах в социальных сетях;

в) адресные опросы наиболее крупных и активных разработчиков, работающих по этому направлению;

г) оценка поискового трафика ведущих поисковых площадок.

Обратная связь от потребителей открытых данных также должна использоваться при очистке и выверке самих данных. В каждом федеральном органе исполнительной власти должен быть разработан собственный внутренний регламент, организующий работу с сообщениями об ошибках в данных, полученных по каналам обратной связи федерального органа исполнительной власти с заинтересованными референтными группами и экспертами.

Регламент должен описывать последовательность действий сотрудников при получении сообщений об ошибках в данных, регламентировать сроки реакции федерального органа исполнительной власти на сообщение, описывать механизм признания сообщения актуальным или неактуальным, а также описывать механизм действий по итогам принятия решения. Необходимо организовать работу по выверке данных таким образом, чтобы ошибки в данных (фактические значения в описании объектов информационных систем федерального органа исполнительной власти, названия структурных элементов), признанные актуальными, учитывались непосредственно в самих информационных системах, источниках данных.

Федеральный орган исполнительной власти проводит регулярные встречи и семинары, ведет открытый диалог с потребителями данных, изучает их потребности. Мнение конечных потребителей учитывается при работе с открытыми данными в направлении их дальнейшего опубличивания и совершенствования качества (полноты и актуальности).