5.1. Различия в регулировании процедур несостоятельности (банкротства) кредитных и страховых организаций и применения мер по предупреждению их несостоятельности (банкротства)

5.1. Различия в регулировании процедур несостоятельности
(банкротства) кредитных и страховых организаций и применения
мер по предупреждению их несостоятельности (банкротства)

В ходе мониторинга выявлено, что регулирование в отношении кредитных организаций позволяет обеспечить защиту интересов кредиторов в большей степени, чем регулирование в отношении страховых организаций. По этой причине требуется унификация регулирования в отношении страховых и кредитных организаций.

Ниже приведены отдельные примеры различий в регулировании с указанием причин, по которым регулирование в отношении кредитных организаций должно быть взято за основу в целях унификации.

Кредитные организации
Страховые организации
Вступление в силу решения Банка России об отзыве лицензии
Решение Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и публикуется в недельный срок со дня принятия такого решения
(статья 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-I)
Решение Банка России подлежит размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на следующий день после принятия решения об отзыве лицензии и вступает в силу со дня его размещения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(пункт 3 статьи 32.8 Закона N 4015-I)
Комментарий. В отношении страховой компании решение об отзыве лицензии вступает в силу не сразу (как в отношении кредитных организаций), а со дня его опубликования. Целесообразно предусмотреть вступление в силу решения об отзыве лицензии у страховой организации сразу после его принятия. В таком случае временная администрация страховой организации, назначенная в связи с отзывом лицензии, будет иметь возможность ко дню вступления в силу такого решения обеспечить контроль за страховой организацией. Также будет исключен риск вступления в силу решения об отзыве лицензии в предпраздничный или выходной день.
На рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона N 909929-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения обеспечительных мер, направленных на сохранение имущества субъекта страхового дела в целях исполнения его обязательств" (далее - законопроект N 909929-7), направленный на решение данной проблемы.
Отзыв лицензии как основание для ликвидации
После отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована.
Ликвидацию кредитной организации осуществляет государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" в порядке конкурсного производства (часть 7 статьи 20, часть 1 статьи 23.4 Федерального закона N 395-I;
пункт 1 статьи 189.77 Федерального закона N 127-ФЗ)
Одним из оснований прекращения страховой деятельности является решение Банка России об отзыве лицензии. Однако после отзыва лицензии организация может не ликвидироваться, а начать осуществлять другой вид деятельности (статья 32.8 Закона N 4015-I)
Комментарий. Как показывает практика, кредиторы страховой организации предъявляют к ней требования по обязательствам по договорам страхования уже после отзыва лицензии и прекращения статуса финансовой организации. В момент предъявления требований организация осуществляет другой вид деятельности и на нее не распространяются контрольные полномочия Банка России. Однако в законодательстве о несостоятельности (банкротстве) не определено, по каким правилам происходит процедура банкротства такой организации: по общим или по правилам банкротства страховых и финансовых организаций.
Применение правил банкротства страховых и финансовых организаций - сложная процедура, в которой принимают участие Банк России и государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов". Вызывает сомнение целесообразность их участия в деле о банкротстве компании, которая уже не является страховой. Решение данной проблемы возможно, если отзыв лицензии страховой организации будет являться основанием для ликвидации, как в случае с кредитными организациями. Такая ликвидация будет осуществляться в рамках постлицензионного контроля Банка России, который обеспечит защиту интересов кредиторов.
Приостановление исполнения исполнительных документов
с момента отзыва лицензии
С момента отзыва лицензии на осуществление банковских операций приостанавливается исполнение исполнительных документов об имущественных взысканиях, не допускается принудительное исполнение иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, за исключением взыскания задолженности по текущим обязательствам
(пункт 3 части девятой статьи 20 Федерального закона N 395-I)
Отзыв лицензии не влечет приостановление исполнения исполнительных документов
Комментарий. В отношении страховой организации (в отличие от кредитных организаций) отзыв лицензии не влечет приостановление исполнения исполнительных документов. Это означает невозможность обеспечить сохранность имущества страховой организации.
Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов страховой организации на срок не более трех месяцев в случае назначения временной администрации страховой организации. Однако, поскольку мораторий невозможно ввести сразу после отзыва лицензии, часть имущества страховой организации может перейти к взыскателям по исполнительным документам.
В Государственной Думе находится на рассмотрении законопроект N 909929-7, который решает данную проблему.
Дата прекращения полномочия временной администрации
В случае признания кредитной организации банкротом или принятия решения о принудительной ликвидации временная администрация обязана передать конкурсному управляющему (или ликвидатору) печати, штампы кредитной организации, бухгалтерскую и иную документацию. Деятельность временной администрации прекращается на основании решения Банка России
(пункт 2 статья 189.43 Федерального закона N 127-ФЗ)
В случае утверждения конкурсного управляющего временная администрация передает конкурсному управляющему имеющиеся у нее печати и штампы финансовой организации, а также бухгалтерскую и иную документацию. Деятельность временной администрации прекращается с даты утверждения арбитражным судом конкурсного управляющего
(пункт 4 статьи 183.14 Федерального закона N 127-ФЗ)
Комментарий. На практике у государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" возникают технические сложности в оформлении передаточных актов страховой организации, поскольку не ясно, на каком основании временная администрация передает конкурсному управляющему печати, штампы и документацию, если на момент их передачи деятельность временной администрации уже прекратилась.
Непроведение собрания работников (бывших работников) по причинам, не зависящим от конкурсного управляющего
Непроведение собрания работников (бывших работников) кредитной организации не препятствует проведению собрания кредиторов в случае, если собрание работников (бывших работников) не состоялось по причинам, не зависящим от конкурсного управляющего, при условии соблюдения конкурсным управляющим порядка его организации и проведения
(пункт 4 статьи 189.85-1 Федерального закона N 127-ФЗ)
Собрание работников (бывших работников) должника проводится не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.
Согласно позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации собрания работников (бывших работников) проводятся по мере необходимости.
Однако критерии необходимости проведения собрания работников (бывших работников) не определены (статья 12.1 Федерального закона N 127-ФЗ;
пункт 15 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 г.)
Комментарий. Норма права, действующая в отношении кредитных организаций, является более определенной, чем норма права, действующая в отношении страховых организаций.
Полномочия Банка России по разработке формы реестра требований кредиторов
Банк России (по согласованию с государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов") уполномочен разработать форму реестра требований кредиторов кредитной организации.
В настоящее время действует указание Банка России от 25 февраля 2019 г. N 5079-У "О форме реестра требований кредиторов кредитной организации"
(пункт 10 статьи 189.32 Федерального закона N 127-ФЗ)
У Банка России отсутствуют полномочия по разработке формы реестра требований кредиторов страховой организации
Комментарий. Отсутствие у Банка России полномочия по разработке формы реестра требований кредиторов страховой организации является неполнотой правового регулирования.
Минфин России разработал проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования ликвидационных процедур финансовых организаций", который направлен на решение данной проблемы.

В целях решения указанных проблем предлагается поручить Минфину России совместно с Банком России подготовить проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части унификации процедур, применяемых в деле о банкротстве кредитных и страховых организаций, и мер по его предупреждению)" (приложение N 5).