Жалоба на адвоката – это документ, с которым вправе обратиться в компетентные органы любой гражданин, заметивший, что адвокат каким-то образом нарушает его гражданские права, нормы законодательства или Кодекс адвокатской этики. Сегодня мы рассмотрим, по каким основаниям можно пожаловаться на адвоката, какие органы рассматривают подобные обращения, как правильно сформировать официальную бумагу и передать на рассмотрение.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Адвокатская деятельность
Нормативная основа деятельности адвокатов приводится в положениях ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», а правила поведения в суде и с клиентами – в Кодексе профессиональной этики адвоката. Последний нормативный акт принят и регулярно обновляется Всероссийским съездом адвокатов. Предполагается, что адвокат должен не только быть специалистом в сфере юриспруденции, но также уметь общаться с гражданами, нуждающимися в его услугах. Строго-настрого запрещается хамство и любое иное проявление неуважения к посетителям адвокатского кабинета.
Следует иметь в виду, что адвокат – это всегда квалифицированный юрист. Законодатель предъявляет довольно-таки строгие требования к кандидатам на такой статус. Потребуется не только иметь за плечами высшее юридическое образование, но также несколько лет юридической практики, сдать квалификационный экзамен, заплатить членский взнос за вступление в палату. Причем в каждом регионе нашей страны учреждена своя палата.
Основания для подачи жалобы
Многие граждане ошибочно полагают, что главным основанием для подачи жалобы на адвоката является получение не того решения, на которое рассчитывал клиент. Отметим, что это не так. Ни один практикующий юрист не сможет гарантировать своему клиенту никакого результата, так как окончательное решение по делу всегда принимает судья. То же самое касается и уголовного производства, приговора. Если ситуация заведомо проигрышная, адвокат не сможет развернуть её в свою сторону.
Исключая результат судебного спора, пожаловаться можно на следующие моменты:
- хамское поведение, грубое общение с клиентами, судом;
- пропуск судебных заседаний;
- слабая подготовка к судебным заседаниям;
- пропуск процессуальных сроков;
- утрата переданной адвокату документации;
- разглашение персональных данных и иной личной информации.
Безусловно, результат спора также может стать поводом для обращения, однако лишь в том случае, если гражданину удастся доказать вину адвоката. В принципе, если нарушения очевидны, процедура не доставит особых проблем. Пропуск судебных заседаний может стать основанием для приостановления дела без движения, и, как следствие, получения неудовлетворительного движения.
Куда обращаться
Первое место, куда бы мы посоветовали обратиться, — это адвокатская палата, членом которой и является ваш представитель. Можно сказать, что председатель палаты является для адвоката чем-то вроде руководителя. Организация проведёт проверку деятельности адвоката, проанализирует судебный процесс, оценит риски и перспективы. В случае выявления нарушений лицо может быть привлечено к дисциплинарной или даже административной ответственности. Здесь всё будет зависеть от характера и степени тяжести нарушений. В самом худшем случае адвоката лишат его лицензии.
Если ваша местная палата не выявила нарушений, оставила всё как есть, подаём жалобу в Федеральную палату адвокатов РФ. Этот орган будет считаться второй инстанцией рассмотрения вашего спора с юристом.
Форма документа
Жалоба на адвоката формируется без использования общеобязательных унифицированных бланков, так как законодатель не разработал и не утвердил таковых. Граждане вольны исполнять документ в свободной форме, ориентируясь лишь на общие правила делового документооборота:
- соблюдение правил русского языка;
- выдержка нейтрального тона повествования;
- отказ от различного рода фамильярства и оскорблений;
- деловой внешний вид официальной бумаги;
- заверение автографом и его расшифровка.
Написать текст документа можно как от руки с помощью чёрный или синей шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Вне зависимости от того, какой способ вы выберете, проверяющая организация не сможет отказать со ссылкой на вариант исполнения содержания.
Рассказываем, как правильно составить жалобу
Начинаем формирование жалобы с её шапки, в которой отметим полное наименование организации-получателя (например, Адвокатская палата Курганской области), ФИО и должность (председатель) её руководителя, адрес. Затем здесь же обозначаем свои ФИО, серию и номер паспорта, место прописки, адрес электронной почты или номер контактного телефона для связи.
Ниже по документу переходим к составлению содержательного блока. Отмечаем, в каких правоотношениях вы состоите с адвокатом (являетесь ли вы его клиентом или заметили нарушения со стороны), какие его поступки подтолкнули вас к составлению жалобы. Будет лучше, если вы сможете хотя бы примерно указать, когда имели место нарушения, какой характер они носят. Проверять ваше обращение будут опытные и квалифицированные юристы, а значит, они без труда смогут оценить действия своего коллеги с точки зрения действующего законодательства.
Следующим шагом мы обращаемся к получателю, просим его проверить обстоятельства, указанные вами в жалобе, и, в случае выявления нарушений со стороны адвоката, привлечь его к юридической ответственности.
Примерный образец