Заявление об устранении недостатков апелляционной жалобы – это официальная бумага, с которой участник судебного спора, решивший обжаловать решение первой инстанции, может обратиться в апелляционный суд, сообщив о том, что выявленные недостатки были им устранены. Сегодня мы разберемся, какие недостатки суд может обнаружить в апелляционной жалобе, в какие сроки заявителю придётся их исправить, зачем вообще нужно соответствующее заявление.

Апелляционное обжалование

Отечественная судебная система внутри себя разделяется на несколько уровней, каждый из которых занимается своим делом. Так, суды первой инстанции рассматривают дела по существу, то есть изучают фактические обстоятельства, производят допрос свидетелей, изучают доказательства и так далее. Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционный суд, однако лишь в том случае, если оно содержит в себе некоторые ошибки. Причем речь идёт именно об ошибках по части рассмотрения конкретного вопроса, а не о нарушениях процессуального закона. Нарушения по части выход за рамки Гражданского процессуального кодекса необходимо обжаловать в порядке кассационной или частной жалобы.

Итак, решение суда первой инстанции вступает в силу не в момент его вынесения, как это происходит в уголовном процессе, а лишь спустя месяц. Эти тридцать дней как раз и даются участникам спора для обращения в апелляционный суд с жалобой. Пропуск срока будет означать, что право обжалования было утрачено, однако его в теории можно будет восстановить, если доказать суду, что заявитель в этом не виноват. В таких случаях принято ссылаться на обстоятельства непреодолимой силы: болезнь, командировка, нахождение заграницей и так далее.

Недостатки жалобы

Под недостатки жалобы понимается любое несоответствие официальной бумаги предъявляемым Гражданским процессуальным кодексом требованиями. В частности, из содержания жалобы должно быть понятно:

  • в какой суд она подаётся;
  • какое конкретно решение обжалуется;
  • по какому делу;
  • с какими именно аспектами решения не согласен заявитель;
  • какая государственная пошлина была уплачена при обращении;
  • отправлена ли другим участникам спора копия апелляционной жалобы;
  • и так далее.

Судья, получивший на стол апелляционную жалобу, должен проверить её содержание на все вышеперечисленные моменты, определить, соответствует ли она заявленным в законе требованиями. Если в ходе изучения выявляются недостатки, выносится соответствующее определение.

Суд предлагает заявителю апелляции в установленный срок исправить недостатки, сообщив суду об этом. Конкретный временной промежуток в ГПК не прописан, его в каждом отдельно взятом случае устанавливает суд, ориентируясь на серьезность недостатка. Например, если причиной оставления жалобы без движения является не уведомление других участников спора об обращении с жалобой, суд обычно выделяет две недели на исправление. За это время вполне можно успеть сформировать заказные письма, разослать по нескольким адресам.

Если верить заявлениям Почты России, корреспонденция в рамках одного населенного пункта доставляется в течение суток, а по межгороду – от двух до пяти дней.

Рассказываем, как составить заявление

Заявление об устранении недостатков жалобы призвано сообщить суду, что все указанные в определении ошибки были исправлены. По своей структуре оно будет крайне схоже с самой апелляционной жалобой.

Процесс составления заявления мы начнем с заполнения его шапки. В правом верхнем углу листа бумаги укажем, в какой именно суд подаётся апелляция, по какому адресу он расположен. Затем здесь же обозначим, к какому делу относится документ. Потребуется прописать его номер, присвоенный в первой инстанции. Доводим до сведения, что дело и решение по нему имеют идентичные номера.

Ниже по документу мы утверждаем, что такого-то числа обратились в суд с апелляционной жалобой, однако в ответ получили определение об установлении её без движения в связи с обнаружением существенных недостатков. Не забываем указывать дату вынесения соответствующего определения.

Следующим шагом мы проходимся по всем недостаткам, утверждаем, что они были исправлены. Одних лишь слов участника спора будет недостаточно, а по сему прилагаем к заявлению подтверждающие бумаги. Например, это может быть платежное поручение, свидетельствующие об уплате госпошлины, либо почтовое уведомление, подтверждающее, что оппонент по спору получил копию жалобы.

Далеко не во всех случаях придётся исправлять первую редакцию апелляционной жалобы, ведь порой будет достаточно лишь отдельного заявления. Конечно, если суть ошибки кроется в неверном указании адреса суда или его наименования, некорректном обозначении идентификаторов сторон, придётся изменять шапку первоначального документа.

В завершение работы с заявлением мы его подписываем, ставим дату оформления. В таком виде официальную бумагу уже можно передавать в суд на рассмотрение. Если всё пройдет гладко, судья вынесет определение о принятии жалобы к производству, назначит дату первого судебного заседания.

Следует понимать, что апелляционная инстанция рассматривает споры в несколько ином порядке, изучая лишь ту часть решения суда, которая и обжалуется. В теории судья может вынести определение о рассмотрении вопроса по первой инстанции, взять ситуацию в свои руки, вынести новое решение по делу. Ещё один вариант – возвращение дела на новое рассмотрение с отменой изначального решения.

Примерный образец