Претензия по компенсации морального вреда – это документ, с которым гражданин может обратиться к другому физическому лицу или организации с требованием о выплате денежных средств в качестве возмещения причинённого ему морального вреда. Сегодня мы рассмотрим категорию морального вреда с точки зрения действующего законодательства, а также расскажем о порядке и правилах составления официальной бумаги.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Моральный вред
Моральный вред выделяется Гражданским кодексом РФ в качестве отдельно охраняемого законом объекта. Правовая регламентация по вопросу содержится в положениях 151 статьи Кодекса. Предполагается, что, если гражданин в результате действий иного субъекта правоотношений испытал нравственные и психические страдания, лицо обязано возместить их в денежной форме.
В силу того, что не имеется возможности объективно оценить размер морального вреда в денежном эквиваленте, этот момент отдаётся на откуп гражданину. То есть человек в теории может затребовать практически любую сумму, какую захочет. Получатель претензии не обязан идти на предложенные условия, имеет возможность предложить свои пути разрешения вопроса. Если договориться не удастся, дело может дойти до суда.
Роль претензии
Гражданский процессуальный кодекс приводит перечень споров, по которым обязательно соблюдение досудебного порядка, однако споры по возмещению морального вреда сюда не относятся. В принципе, человек имеет возможность упустить досудебный порядок урегулирования конфликта, сразу же передав исковое заявление в суд. С точки зрения закона это не будет считаться нарушением, тем не менее мы бы не советовали пренебрегать подобной возможностью.
Досудебный порядок разрешения спора может значительно упростить всю процедуру разбирательства по нескольким причинам.
Во-первых, сроки. Движение по гражданскому делу может проходить медленно, а судебные заседания имеют свойство переноситься по различным причинам. Более того, вынесенное судебное решение вступает в силу лишь через месяц после его оглашения, а значит, заявитель требования нескоро получит желаемое. Если адресат претензии придёт к выводу, что он в действительности виноват, он сможет самостоятельно удовлетворить требования гражданина.
Во-вторых, деловая репутация. Часто случается, что причинителями морального вреда выступают представители организаций, которые совершенно не заинтересованы в участии в судебных процессах. Один из принципов судебной системы – гласность. Он выражается в том, что информацию по любому гражданскому делу можно обнаружить в открытых источниках. В определённой ситуации подобный инцидент может значительно ударить по репутации организации.
Как передать
В силу того, что претензия по компенсации морального вреда не является обязательным документом, нет никакой необходимости оставлять на руках заверенный представителем второй стороны экземпляр. Обычно в суд потребуется предоставить такую копию в качестве подтверждения соблюдения досудебного порядка, но наш случай сюда не относится.
Так, передать претензию можно нарочным способом, если, конечно, представитель второй стороны не будет уклоняться от её получения, как это зачастую случается. Также можно отправить претензию посредством услуг Почты России, заказным письмом с уведомлением о вручении. Пожалуй, это самый верный вариант.
Форма документа
Форма претензии не утверждена на законодательном уровне ни одним действующим ныне нормативным правовым актом, вследствие чего гражданин вправе оформить её так, как ему того захочется. Речь идёт, конечно же, об отдельных вопросах оформления, а не содержании. В любом случае потребуется придерживаться общих правил работы с официальными бумагами, то есть соблюдать правила русского языка, нейтральный стиль повествования и некоторые иные моменты.
Написать текст документа допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Содержание всегда размещается на чистых листах бумаги формата А4.
Инструкция по формированию претензии
Первый шаг – заполнение шапки. В верхней части документа мы пропишем, кому направляется претензия, от кого. В правом верхнем углу листа бумаги потребуется обозначить сведения о получателе и отправителе. Если речь идёт о физлицах, в качестве минимума укажем их ФИО и адреса фактического места жительства, ведь более подробную информацию достать крайне проблематично в связи с действием ФЗ «О защите персональных данных». С организациями вопрос обстоит значительно проще, ведь сведения о них размещаются в открытых источниках: ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Второй шаг – основной структурный блок. В основном содержательном блоке потребуется обозначить мотивировочную часть, подводку к выдвижению требований. Отмечаем, что действия адресата претензии идут в разрез с общепринятыми нормами поведения, делового общения, профессиональной этики, чем он и доставил вам нравственные и психические страдания. Приводить дословные цитаты из высказываний необязательно.
Третий шаг – выдвижение требований. В завершение работы с документом мы обращаемся к представителю получающей стороны, требуем выплатить вам определённую денежную сумму в качестве компенсации причинённого морального вреда. Следует отметить, что суд по подобным основаниям удовлетворяет обычно от одной до пяти тысяч рублей, следовательно, не имеет никакого смысла значительно завышать свои требования. Если контрагент сочтёт сумму несоразмерной, дело перейдёт в суд, где судья может значительно снизить сумму.
Примерный образец