Объяснительная за испорченный товар – это официальная бумага, в которой сотрудник продуктового магазина оправдывается перед руководством за то, что вовремя не убрал с прилавка товар с истекшим сроком годности. В рамках настоящего текста мы постараемся разобраться, что может грозить сотруднику магазина за совершение подобного проступка, зачем нужна объяснительная, как правильно её составить.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Выкладка товара
Выкладка товара в продуктовом магазине – это довольно-таки трудоёмкий процесс, требующий не только больших усилий, но и внимательности, бдительности. Ответственному за выкладку сотруднику потребуется не только выставить новый товар на полки и расфасовать его по категориям, но также проверить сроки годности у уже выставленных товаров. Закон «О защите прав потребителей» запрещает продавцам реализовывать товары с истекшим сроком годности даже по большим скидкам.
Запомнить срок годности каждого отдельно взятого товара, лежащего в магазине, попросту невозможно, учитывая размеры современных супермаркетов. Именно поэтому ведётся специальный журнал выкладки, который и должен помогать работникам.
Если кто-то из покупателей заметит на полке просроченный товар или даже приобретет его с последующим возвратом, у ответственного за выкладку сотрудника незамедлительно затребуют предоставить письменные объяснения.
Объяснительная записка
В объяснительной записке сотрудник должен попытаться оправдать себя, привести обстоятельства, по которым его вины в просрочке на прилавке нет. Если признавать вину, то потребуется приводить основания, при учёте которых вы можете быть освобождены от наказания. Например, вы не заметили просрочку и не убрали её с полки, так как в это время плохо себя чувствовали или у вас случилось горе в семье, мысли о котором занимают голову. Как бы то ни было, именно от того, что работник напишет в объяснительной, будет зависеть его наказание.
Объяснительная запрашивается у сотрудника в порядке, предусмотренном 193 статьей Трудового кодекса Российской Федерации. Без получения объяснений руководство фирмы не сможет применить к своему подчинённому наказание. Срок на подготовку документа – 2 дня с даты запроса. Если не успеть, кадровик составить акт об отказе предоставить объяснения, который по своей юридической природе заменит нашу записку.
Ответственность работника
Гражданин, подписывающий с организацией трудовой договор, получает не только права, но и обязанности. В частности, работник должен соблюдать свою должностную инструкцию, выполнять должностные обязанности. Выкладкой товаров в магазине занимаются работники торгового зала, а значит, просрочка на прилавке – показатель некачественного выполнения работы. Работодатель сможет применить к такому сотруднику дисциплинарное взыскание в виде замечание (устного либо письменного) или выговора.
В тех случаях, когда нарушение носит систематический характер, речь уже может пойти об увольнении. Здесь следует обратить внимание на 81 статью Трудового кодекса. Норма гласит, что неоднократное неисполнение должностных обязанностей может повлечь расторжение трудового договора в одностороннем порядке по инициативе работодателя.
Форма документа
Форма объяснительной записки на работе не устанавливается нормами федерального законодательства. Документ по своей природе является внутренним для предприятия, а значит, может формироваться в произвольном виде. Работник, получивший запрос на объяснения, вправе оформить в свободной форме, руководствуясь лишь общими правилами делового документооборота, нормами русского языка.
Исполнить текст объяснительной можно как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Чаще всего документ составляется именно в рукописном виде, так как процесс происходит непосредственно на рабочем месте.
Инструкция по составлению объяснительной
Объяснительная записка как документ состоит из трёх структурных блоков: шапка, основная часть с объяснениями случившегося, дата составления и подпись сотрудника. Разберемся, как не допустить ошибок при формировании каждого из них.
Первым делом уделим внимание шапке. В правом верхнем углу листа бумаги пропишем ФИО руководителя компании, полное наименование фирмы со ссылкой на её организационно-правовую форму. Затем здесь же отметим ФИО сотрудника, занимаемую им должность согласно штатному расписанию.
Ниже по документу ссылаемся на поступивший в ваш адрес запрос о предоставлении объяснений относительно произошедшего инцидента с обнаружением просроченного продукта на торговом прилавке. Следующим шагом начинаем разъяснять случившееся со своей точки зрения, приводить оправдания и аргументы в свою защиту. Если подобрать правильные слова и формулировки, можно избежать наказания вовсе.
В завершение работы с документом потребуется оставить дату его формирования, а также автограф сотрудника с расшифровкой (фамилия и инициалы). Итоговый вариант мы передаём на рассмотрение непосредственному начальнику. Как правило, это администратор торговой точки. В конечном итоге официальная бумага должна попасть на стол директора, который и будет принимать решение относительно применения или неприменения дисциплинарного взыскания. О результатах вас уведомят под подпись, как только решение будет принято, а приказ о привлечении к ответственности – издан.
Примерный образец