Акт приёма-передачи спецтехники – это официальная бумага, подтверждающая, что одна сторона соглашения фактически передала, в другая в свою очередь приняла спецтехнику. Процедура всегда сопровождается соответствующими документами.

Роль акта

По своей юридической природе настоящий акт не является самостоятельным документом, а выступает лишь приложением к подписанному ранее соглашению. Речь может идти о договоре купли-продажи, аренды. В любом случае происходит приём-передача объекта. На основании акта предприятие сможет списать определённую денежную сумму по соответствующему образованию, поставить полученную спецтехнику на своё баланс. Отметим, что любая спецтехника относится к объектам основных средств.

Подписывая акт, стороны отказываются от взаимных претензий. Любые споры в будущем могут быть решены исключительно посредством обращения в суд. Представителям придётся отстаивать свою точку зрения на судебном заседании.

Сопутствующие процедуры

Приём-передача спецтехники обычно сопровождается осмотром объекта. Речь может идти как о внешнем, так и о более детальном исследовании. По факту проведения испытаний составляется отдельная официальная бумага – акт об осмотре спецтехники. На него также оставляется ссылка в основном документе.

Для проведения осмотра техники допускается привлечь третью сторону. Сторонняя организация, действуя в рамках договора оказания услуг, сможет выдать объективное и независимое заключение относительно состояния объекта.

Стороны

Сторонами могут выступать любые лица, обладающие достаточной для заключения гражданско-правовых сделок правоспособностью. В качестве контрагентов представляются как юридические, так и физические лица, в том числе не связанные с предпринимательской деятельностью.

Необходимо учесть, что представитель стороны должен обладать правом подписи, позволяющем заверять подобные официальные бумаги своим автографом. В качестве подтверждающего документа выступает устав общества или оформленная от имени руководителя предприятия доверенность. На документ в акте приёма-передачи оставляется ссылка.

Кто актирует процесс

Закон не оставляет чёткого указания на конкретную сторону, в чьи обязанности входит составление акта приёма-передачи. В подписании настоящей бумаги заинтересованы оба контрагента. На практике процесс актирует представитель передающей стороны, как бы предоставляя отчёт об объекте. Однако на практике стороны могут договориться и иным образом. Гражданский кодекс не ограничивает контрагентов в этом вопросе.

Напоминаем, что всего должно быть составлено два экземпляра акта приёма-передачи, по одному для каждой из сторон договора. Оба дубликата обладают равной юридической силой, могут выступить доказательствами в суде.

Форма документа

На сегодняшний день любой документ, сопровождающий сделку между контрагентами в рамках гражданско-правовых отношений, может быть написан в свободной форме без использования общеобязательных унифицированных бланков. Акт приёма-передачи спецтехники не является исключением из общего правила.

Отметим, что свободная форма также предъявляет к его содержанию определённые требования, а именно:

  • деловой стиль языка;
  • обозначение реквизитов (дата, место, номер);
  • автографы ответственных лиц должны быть расшифрованы;
  • соблюдение чёткой структуры (шапка, предмет, подписи).

Написать документ рекомендуется на фирменном бланке одного из предприятий, участвующих в сделке. При отсутствии такового допускается воспользоваться чистым листом бумаги формата А4 или А5.

Исполнить содержание акта можно одним из двух стандартных способов: рукописным с помощью синей или чёрной шариковой ручки и машинописным при помощи компьютерных средств. Выбор остаётся за составителем. По общему правилу вариант написания текста не может отразиться на юридической силе официальной бумаги. На практике в подавляющем большинстве случаев предпочтение отдаётся именно печатной форме.

Объясняем, как составить акт «на пальцах»

Для удобства работы с официальной бумагой условно разделим её на четыре составных элемента: реквизиты, сведения о представителях сторон, предмет и подписи ответственных лиц. Следует уделить должное внимание каждому из них.

Первым делом обратим внимание на реквизиты. В шапке отмечаем, что документ является приложением к заключённому ранее договору, оставив на него ссылку. Далее присваиваем настоящему акту уникальный номер для документооборота и хранения согласно утверждённой номенклатуре дел, оставляем дату (число, месяц, год) и место (населённый пункт) его составления.

Следующим шагом прописываем сведения о сторонах. Для юридического лица достаточно будет лишь прописать название организации, а для физического – ФИО, серия и номер паспорта. Более подробные данные уже прописаны в тексте договора, дублировать их необязательно. В этом же блоке потребуется указать ФИО и должности согласно штатному расписанию представителей сторон, оставить ссылку на уполномочивающие их документы. Для юр. лиц – это доверенность или устав общества, а для физ. лиц – это паспорт гражданина (в том числе ИП).

Ниже по документу представители сторон начинают утверждать следующие положения:

  • какая именно спецтехника передаётся, в каком количестве;
  • регистрационный номер передаваемого объекта;
  • техническое состояние техники со ссылкой на акт осмотра или без таковой;
  • подтверждение факта приёма-передачи техники;
  • подтверждение факта передачи денежных средств контрагенту (если речь идёт о купле-продаже);
  • отсутствие взаимных претензий;
  • количество подписанных экземпляров.

Примерный образец

На этом процесс составления акта подходит к завершению. Своими автографами (с расшифровкой) его должны заверить представители сторон, придав тем самым официальной бумаге должную юридическую силу. Документ подлежит хранению в течение всего срока действия договора (если речь идёт об аренде).